Сцепление силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 — сухое, однодисковое, имеет гидравлический привод выключения. Картер 11 закрывает механизм сцепления. Сам картер прикрепляется к картеру двигателя и картеру коробки передач шпильками. С целью обеспечить соосность все отверстия в картере сцепления, служащие для размещения подшипников, проходят совместную обработку с картером коробки передач, в связи с чем картер 11 заменить отдельно нельзя.
Механизм сцепления силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Вал сцепления; 2 — Маслоотражательное кольцо; 3 — Манжета; 4 — Маховик; 5 — Штифт; 6 — Палец нажимного диска; 7 — Болт маховика; 8 — Подшипник ведомого вала сцепления; 9 — Ведомый диск; 10 — Нажимной диск сцепления; 11 — Картер сцепления.
Нажимной и ведомый диски
Сцепление автомобиля ЗАЗ-968М-005 в сборе балансируется, дисбаланс составляет не более 20 г·см. С помощью цифровой маркировки «0» определяется взаиморасположение кожуха 17 и нажимного диска 10. После того, как произведена балансировка сцепления в сборе с коленвалом и маховиком, маховик тоже промаркировывается.
При эксплуатации положение пяты 12 рычагов не регулируют. Ее положение, которое соответствует расстоянию от торца маховика 40,5+0,45-0,25 миллиметров, фиксируется с помощью вдавливания в прорези пальцев 6, принадлежащих нажимному диску, цилиндрического буртика регулировочных гаек 22.
Между нажимным диском 10 и кожухом 17 в штампованных стаканах 16 размещаются шесть нажимных пружин 25. Усилие одной пружины 37—41 кгс. Пружины при сжатии до размера 31 мм проходят сортировку и делятся, в зависимости от нагрузки, на две группы, а затем маркируются окрашиванием в различные цвета. Имеющие усилие 37—39 кгс пружины 1-й группы маркируются при помощи черной краски. Имеющие усилие 39—41 кгс пружины второй группы маркируются при помощи серой краски. На одно сцепление устанавливают пружины одного цвета.
Нажимной диск механизма сцепления: 6 — Палец нажимного диска; 10 — Нажимной диск сцепления; 12 — Пята рычагов; 13 — Рычаг нажимного диска сцепления; 14 — Упорная стойка рычага; 15 — Соединительное звено пружины пяты; 16 — Стакан нажимной пружины сцепления; 17 — Кожух сцепления; 22 — Регулировочная гайка; 23 — Шайба регулировочной гайки; 24 — Подкладка нажимной пружины сцепления; 25 — Нажимная пружина сцепления.
В отверстие задней стенки картера установлены маслоотражательное кольцо 2 и манжета 3, служащие для предотвращения проникновения смазки в полость картера сцепления из картера коробки передач.
Механизм выжима сцепления и привод силового агрегата МеМЗ-966Г взаимозаменяемы с такими же узлами агрегата МеМЗ-968Н.
Ведомый диск наружным диаметром 170 мм передает движение от двигателя на вал сцепления. Ступица 18 надета на шлицы вала сцепления 1 и свободно передвигается в осевом направлении.
К диску 21 приклепаны восемь пружинных пластин 20 с волнистой поверхностью. На пластинах с двух сторон алюминиевыми заклепками закреплены фрикционные накладки 19 независимо одна от другой.
Заклепки вставлены со стороны накладки, которую они крепят. Расклепывание их осуществляется на пружинных пластинах.
По отношению к рабочей поверхности накладок головки заклепок утопают на глубину 1—1,6 мм. При таком креплении накладки могут немного раздвигаться из-за прогибания пружинных пластин 20, которые при включении сцепления выпрямляются и изгибаются снова в момент выключения сцепления, когда ведомый диск не стоит в зажатом состоянии с помощью рабочего усилия нажимных пружин. Плавность включения сцепления обеспечивается именно этим.
Ведомый диск механизма сцепления: 18 — Ступица; 19 — Накладка фрикционная; 20 — Пружинная пластина; 21 — Диск.
- Устройство механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н
- Принцип работы механизма сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н
- Устройство нажимного и ведомого дисков сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н
- Устройство привода выключения сцепления силового агрегата МеМЗ-968Н