Если в процессе эксплуатации автомобиля Москвич 401-420 вы заметили, что зажигание оказалось чрезмерно «раннее» или «позднее», то, заканчивая осмотр прерывателя-распределителя, проверьте своевременность искрообразования в цилиндрах двигателя — установку зажигания. Для этого нужно проделать следующее:
1) отсоединить провод и вывернуть свечу первого цилиндра автомобиля;
2) закрыть плотно отверстие для свечи в головке цилиндров бумажной пробкой;
3) ослабить винт и открыть крышку, закрывающую люк вверху картера сцепления.
В этом люке можно видеть часть поверхности маховика и укрепленный в корпусе картера сцепления острый металлический стержень;
4) присоединить переносную электрическую лампочку так, чтобы один провод своим зажимом крепился к вводной клемме прерывателя (там, где присоединены провод напряжения низкого от катушки зажигания и провод от конденсатора; обратите при этом внимание на то, чтобы зажим провода не касался корпуса прерывателя), а второй провод лампочки был присоединен к массе двигателя «Москвича».
Следует укрепить лампочку так, чтобы она могла хорошо освещать поверхность маховика в смотровом люке;
5) вращайте равномерно коленчатый вал пусковой рукояткой до того момента, когда бумажная пробка будет вытолкнута давлением воздуха из отверстия в головке для свечи первого цилиндра. Это укажет на происходящий в первом цилиндре такт сжатия;
6) включите зажигание и медленно поворачивайте коленчатый вал, остановив его в тот момент, когда загорится лампочка.
Помните, что точность определения момента зажигания зависит в основном от того, насколько быстро вы прекратите проворачивание вала после вспыхивания лампочки. Лампочка загорается в момент начала разрыва (разъединения) контактов прерывателя;
7) посмотрите в люк картера сцепления автомобиля Москвич 401-420. Если момент зажигания был установлен правильно, то против неподвижного стержня-указателя будет находиться запрессованный в тело маховика стальной шарик, возле которого на поверхности маховика выбиты буквы в. м. т., что означает верхняя мертвая точка (относится к первому и четвертому цилиндрам).
Если шарик не дошел до неподвижного указателя, то для того, чтобы он точно стал против острия штифта, требуется еще немного провернуть коленчатый вал в сторону его вращения. Такое положение укажет на слишком ранний момент зажигания. Нужно ослабить с помощью отвертки стяжной винт хомута пластины, крепящей корпус прерывателя-распределителя в гнезде головки блока и несколько повернуть (на 1—2°) корпус в сторону против вращения часовой стрелки (в ту же сторону, в которую вращается валик прерывателя-распределителя). После этого следует вновь затянуть винт крепления корпуса прерывателя-распределителя и еще раз выполнить операции, указанные в п. п. 2, 5 и 6, добившись положения, указанного в п. 7.
Шарик, прошедший к моменту вспыхивания лампочки за стержень, указывает на слишком поздний момент зажигания «Москвича». В этом случае, после ослабления винта, крепящего корпус прерывателя-распределителя автомобиля, надо повернуть корпус на 1—2° уже в сторону вращения часовой стрелки и также повторить проверку;
8) добившись правильного момента искрообразования, необходимо выключить зажигание, завернуть первого цилиндра на место свечу и к ней присоединить провод высокого напряжения, затем отсоединить переносную лампочку, закрыть крышку люка в картере сцепления и завернуть крепящий ее винт. После этого поставить ротор и крышку распределителя на место, закрепить ее зажимами, проследив, чтобы вырез в крышке совпал с выступом на корпусе распределителя автомобиля.
Если вы перед этим вынимали провода высокого напряжения из гнезд в крышке распределителя или снимали их со свечей «Москвича», то произведите проверку правильности их присоединения следующим способом.
Провод от гнезда на крышке, против которого стоит токоразносная пластинка ротора (если вы не поворачивали вал после проверки момента зажигания), должен быть присоединен к свече первого цилиндра. Затем, смотря на крышку распределителя сверху (со стороны гнезд для проводов) и следуя мысленно от гнезда провода первой свечи против вращения часовой стрелки, надо вставить в следующее гнездо провод от свечи третьего цилиндра, далее провод от свечи четвертого цилиндра и в последнее гнездо провод от свечи второго цилиндра (см. рис. 2).
Коротко об этом можно сказать так: направление вращения валика прерывателя-распределителя — против часовой стрелки, у цилиндров порядок работы: 1—3—4—2.
Рис. 2. Порядок присоединения проводов высокого напряжения к свечам зажигания автомобиля Москвич 401-420.