Экономическая эффективность снижения концентрации окиси углерода в отработавших газах. Эта эффективность подсчитана в соответствии с методическими указаниями, разработанными Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом тракторных и комбайновых двигателей. В основу методики положен годовой экономический ущерб района от выбросов окиси углерода в атмосферу.
Количество выбросов окиси углерода (в кг/год) с отработавшими газами автомобиля:
Где Tн — время автомобиля в наряде; Др — число дней работы подвижного состава; Кх.х, Кз, Кр, Ку — коэффициенты, учитывающие работу двигателя соответственно на холостом ходу, при замедлении, разгоне и установившемся режиме; Vт.х.х, Vт.з, Vт. р, Vт.у — расход топлива при работе двигателя соответственно на холостом ходу, замедлении, разгоне и установившемся режиме; αх.х, αз, αр, αу — коэффициенты, учитывающие полезное исцользоваииег топлива при работе двигателя соответственно на холостом ходу, замедлении, разгоне и установившемся режиме.
Исходными данными для расчета весового количества выбросов окиси углерода для автомобилей, работающих на сжиженном газе (табл. 30), служат значения параметров, приведенных в методических указаниях НИКТИДа, и эксплуатационные показатели работы автомобилей в Главмосавтотраисе.
Учитывая, что при переводе двигателей с бензина на газообразное топливо выбросы окиси углерода отработавшими газами снижаются в 2 раза, экономический эффект:
Где R — удельный ущерб от выбросов окиси, углерода в атмосферу. Для таких густонаселенных и высокоиндустриальиых районов, как Москва, принимается равным 100 руб. на 1 т окиси углерода.
Проведенные расчеты свидетельствуют о высокой народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности применения газообразного топлива на автомобильном транспорте. При этом следует учитывать также экономию дефицитного жидкого моторного топлива, которая составляет от 8,7 до 21,4 тыс. л на 1 автомобиль в год (см. табл. 29).