Выбор наиболее целесообразного типа батарей для электромобиля может быть произведен с помощью метода, описанного в работах Ю. М. Галкина, в котором в качестве критерия для сравнения различных типов аккумуляторных батарей используется полная стоимость электроэнергии, складывающаяся из амортизационных отчислений на аккумуляторную батарею и стоимости электроэнергии в расчете на 1 ткм полезной работы.
Результаты проведенного расчета полной стоимости электроэнергии на 1 ткм представлены на рис. 1. Стоимость свинцовых намазных и железо-никелевых ламельных аккумуляторных батарей (в расчете на 1 кВт·ч емкости) была взята по прейскуранту оптовых цен на аккумуляторные батареи на конец 1960-х годов. Стоимость электроэнергии была взята по существующему тарифу на электрическую энергию для городского электротранспорта в Москве также на конец 1960-х годов, т. е. 1,2 коп. за 1 кВт·ч.
При выбранном масштабе на поле графика не помещаются кривые, характеризующие серебряно-цинковые и никель-цинковые аккумуляторные батареи, ввиду чрезмерно большой полной стоимости электроэнергии для этих типов батарей.
Из рис. 1 следует, что выгоднее всего в те времена было применять щелочные железо-никелевые аккумуляторные батареи со смешанным типом пластин, хотя их стоимость была принята на 40% выше стоимости ламельных железоникелевых батарей. Необходимо также отметить, что свинцовые панцирные аккумуляторные батареи имеют несомненное преимущество перед применявшимися ранее на электромобилях свинцовыми намазными батареями. Однако в условиях Советского Союза применение панцирных аккумуляторных батарей на электромобилях было невыгодно по сравнению даже с железо-никелевыми ламельными батареями (при запасе хода вплоть до 95 км). Преимущественное применение свинцовых аккумуляторных батарей на электромобилях за рубежом объяснялось тем, что в Англии, Франции, США и ФРГ их стоимость было примерно в два раза меньше стоимости щелочных железо-ннкелевых аккумуляторных батарей. В Советском Союзе стоимость свинцовых и железо-никелевых аккумуляторных батарей была одинакова. Поэтому в СССР в 1960-х годах более перспективными для применения на электромобиле являлись железо-никелевые аккумуляторные батареи со смешанным типом пластин. Эти батареи могли иметь следующие параметры: удельный вес 32—36 кг/кВт·ч, срок службы 1000—1500 циклов и удельная стоимость порядка 43—47 руб/квт·ч.
Рис. 1. Зависимость полной стоимости электроэнергии от запаса хода для различных типом аккумуляторных батарей: 1 — свинцовые намазные; 2 — железо-никелевые ламельные; 3 — свинцовые панцирные; 4 — железо-никелевые со смешанным типом пластин.
Тур привет сахалин ростуризм сообщил о запуске туров на сахалин.