Выбор верхнего покрытия трамвайных путей зависит от типа конструкции пути, перспективного характера и напряженности безрельсового транспорта, благоустройства проездов, величины продольного уклона и наличия местных дорожных материалов.
Предпочтение следует отдавать усовершенствованным типам верхнего покрытия трамвайных путей – асфальтовому, из брусчатки или из мозаики.
При шпальных и бесшпально-щебеночных конструкциях асфальтовое покрытие рекомендуется делать по бетонному основанию под ним, а при рельсах железнодорожного типа и при шпально-песчаных основаниях применение асфальта запрещается.
Рельсы железнодорожного типа в замощенных трамвайных путях разрешается употреблять лишь в некоторых исключительных случаях, а также при этом в дело должен идти только низкий камень, обеспечивающий достаточный слой балласта.
Желоб для прохода реборды при замощении путей из рельсов железнодорожного типа обеспечивается в результате закладки шейки рельса уширенным бруском или опусканием примыкающего к рельсу ряда камней.
Размеры элементов разных типов замощения даны в табл. 1–5.
В табл. 1 приводятся размеры элементов замощения брусчаткой.
Элементы пути | Шпально-песчаное основание | Шпально-щебеночное основание | Конструкция – тип Б и тип В | Бесшпально-щебеночное основание | ||
---|---|---|---|---|---|---|
рельсы | рельсы | |||||
трамвайные | железнодорожные | трамвайные | железнодорожные | |||
Высота рельса, мм | 180 | 135–150 | 180 | 135–150 | 180 | 180 |
Высота брусчатки, мм | 140–160 | 110 | 110–130 | 100–110 | 110–130 | 140–160 |
Толщина песчаного слоя от подошвы рельса, мм | 40–20 | 25–40 | 70–50 | 25–50 | 70–50 | 40–20 |
Замощение трамвайных путей мозаикой и клинкером требует обязательной подготовки основания, а именно: при шпальных основаниях междушпальные ящики должны быть замощены или щебень в них пропитан цементным раствором. При бесшпально-щебеночных основаниях трамвайного пути и над шпалами в шпальных основаниях должна быть сделана бетонная подготовка или устроено основание из уплотненного щебня, на который замощение осуществляется по слою песка.
В табл. 2 даны размеры замощения путей мозаикой (клейнпфластером), а в табл. 3 – замощение клинкером.
Элементы пути | Рельсы | |
---|---|---|
трамвайного типа | железнодорожною типа | |
Высота рельса, мм | 180 | 135–150 |
Высота мозаики, мм | 90–100 | 80–90 |
Толщина песчаного слоя, мм | 20 | 20 |
Толщина слоя уплотненного щебня или бетона от подошвы рельса, мм | 60–70 | 25–40 |
Элементы пути | Рельсы | |
---|---|---|
трамвайного типа | железнодорожного типа | |
Высота рельса, мм | 180 | 135–150 |
Высота клинкера, мм | 110 | 110 |
Толщина песчаного слоя, мм | 20 | 20–25 |
Толщина слоя уплотненного щебня или бетона от подошвы рельса, мм | 50 | 0–20 |
В табл. 4 приведены размеры элементов замощения булыжным камнем, а в табл. 5 – асфальтовым покрытием.
Элементы пути | Рельсы | |
---|---|---|
Трамвайного типа | железнодорожного типа | |
Высота рельса, мм | 180 | 135–150 |
Высота булыжного камня, мм | 120–150 | 110–120 |
Толщина песчаного слоя, мм | 30–60 | 15–40 |
Элементы пути | Конструкция пути | |
---|---|---|
с шпально-щебеночным основанием или типа В | жесткие бетонные типа А и Б | |
Высота рельса, мм | 180 | 180 |
Толщина слоя асфальта, мм | 40 | 40 |
Толщина слоя специального бетонного основания под асфальт, мм | 140 | – |
С точки зрения соответствия типа замощения трамвайного пути его работе и требованиям благоустройства целесообразно применять:
1. Булыжное замощение – на второстепенных улицах с небольшим движением, если затруднено получение брусчатки и других штучных усовершенствованных покрытий.
2. Замощение брусчаткой, мозаикой, клинкером – на улицах с более интенсивным движением и на главных (магистральных) улицах вне зависимости от интенсивности движения.
3. Асфальтовое покрытие – при жестких бетонных конструкциях, а также в отдельных случаях, особо обоснованных, и при других типах конструкций на переездах с магистральными улицами.