Передние колеса работают в сложных условиях. Расположение колес влияет на легкость управления ими (поворот), устойчивость движения автомобиля и износ шин. Наклон плоскости колеса к вертикальной плоскости под углом α (поперечный наклон — развал колес) сокращает плечо а (рис. 1-а) и уменьшает момент, необходимый для поворота колеса; следовательно, развал колес облегчает поворот автомобиля. Поперечный наклон оси шкворня под углом β, помимо дальнейшего сокращения плеча а, вызывает некоторый подъем передней осп при повороте колес вместе с подъемом передней части автомобиля; когда усилие водителя снимается с руля, давление приподнятой передней части рамы с осью возвращает передние колеса в исходное положение, соответствующее движению по прямой. Следовательно, поперечный наклон шкворня уменьшением плеча а облегчает поворот и подъемом передка обеспечивает автоматическое возвращение передних колес для движения по прямой.
Рис. 1. Углы наклона передних колес автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ М-1, ЗИС-5.
Продольный наклон шкворня γ (рис. 1-б) создаст плечо в, на котором реакция дороги P (от центробежной силы) при повороте стремится вернуть колесо в исходное положение (стабилизация движения). Продольный наклон колес δ или так называемое схождение колес d—c призвано локализовать отрицательное последствие развала колес. Поперечный (боковой) наклон колес вызывает стремление их катиться по расходящимся дугам; с целью обеспечения качения колес по продольным параллельным прямым линиям делается продольный наклон на угол δ. В табл. 1 даны значения углов наклона передних колес.
Автомобиль | α | β | γ | δ | d—c, мм |
---|---|---|---|---|---|
М-1 | 1 | 8 | 1 15 | 4 30—9 | 1,5—3 |
ГАЗ-АА | 2 | 7 | 3 30 | 2 20—7 | 0,8—2,4 |
ЗИС-5 | 1 30 | 7 30 | — | 18—19 | 5—8 |