Устройство стеклоочистителя ветрового стекла СЛ-226В и его привода в автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Clay Gilliland / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)) Для очистки ветрового стекла автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» от атмосферных осадков используется стеклоочиститель типа СЛ-226В (СЛ226В, СЛ-226-В), получающий привод от электродвигателя. Он состоит из электродвигателя 14 (типа МЭ14А), щеткодержателей и щеток, червячного редуктора 26 рычажной системы привода щеток, электрического самоостанова, переключателя управления электродвигателем, основания (кронштейна) и термобиметаллического предохранителя. Все узлы стеклоочистителя (за исключением переключателя) устанавливаются на кронштейне 9. К кузову стеклоочиститель крепится при помощи гаек 4 и винтов 15 посредством резиновых прокладок. К корпусу 26 редуктора электродвигатель крепится с помощью гаек через прокладку 28. В состав редуктора входят червячное зубчатое колесо 30 и червяк 25. Осевое перемещение червяка ограничивается винтом 22, упираемым в шарик 24. Винт фиксируется гайкой 23. Осевой зазор червяка должен составлять 0,2–0,7 мм. Электродвигатель и редуктор соединены между собой муфтой 27 с пружиной 29 и крепятся к кронштейну винтами. На валу червячного зубчатого колеса 30 установлен кривошип 13, палец которого с помощью короткой тяги 12 приводит в качательное движение поводок 10 вала левой щетки. От этого же поводка получает качательное движение и поводок правой щетки, шарнирно соединенный с ним большой тягой 11. На наружных концах валов смонтированы и закреплены с помощью гаек 1 рычаги со щетками 2. Хороший прижим щеток к стеклу достигается благодаря наличию пружин в рычагах, а плотный охват щеток поверхности ветрового стекла, имеющего криволинейную форму, — благодаря непараллельной установке валов («развал» наружу) и применению гибкой щетки.

Стеклоочиститель автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Стеклоочиститель автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Гайка крепления рычага; 2 — Рычаг со щеткой; 3 — Гайка специальная; 4 — Гайки; 5 — Накладка; 6 — Прокладка резиновая; 7 — Втулка резиновая; 8 — Кольцо пружинное; 9 — Кронштейн; 10 — Поводок вала; 11 — Тяга большая; 12 — Тяга малая; 13 — Кривошип; 14 — Электродвигатель; 15 — Винт; 17 — Стопор пружинный; 18 — Подшипник; 19 — Кузов; 20 — Уплотнитель; 21 — Стекло ветровое.

Редуктор стеклоочистителя автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Редуктор стеклоочистителя автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 14 — Электродвигатель; 22 — Винт регулировочный; 23 — Гайки; 24 — Шарик; 25 — Червяк; 26 — Корпус редуктора; 27 — Муфта соединительная; 28 — Прокладка; 29 — Пружина; 30 — Червячное зубчатое колесо; 31 — Кулачок (латунный).

Передачу сложных движений щеткам обеспечивают сфероцилиндрические шарниры тяг и подшипник 18, выполненные из пластмассы.

Управление электродвигателем 14, т. е. его включение и смена скорости вращения якоря, происходит с помощью трехпозиционного переключателя 16, входящего в трехрычажный переключатель под рулевым колесом.

Включается стеклоочиститель при положении ключа зажигания I или III.

Рычаг переключателя можно поставить в одно из 3-х положений, имеющих фиксацию: выключено (I), малая скорость (II) вращения якоря электродвигателя (27–30 двойных ходов щеток в минуту) и большая скорость (III) вращения якоря (45–50 двойных ходов щеток за одну минуту).

У якоря электрического двигателя скорость вращения меняется в результате включения (большая скорость) или выключения (малая скорость), последовательно с его обмоткой возбуждения 32, добавочного сопротивления 34. Это сопротивление смонтировано отдельно от электродвигателя на кронштейне 9.

Электрическая цепь якоря от повреждений в случае перегрузки защищена с помощью термобиметаллического предохранителя 33.

При установке рычага переключателя 16 в положение «выключено» (I) якорь электродвигателя останавливается не сразу, и щетки продолжают двигаться по стеклу, пока не дойдут до самых нижних крайних положений. Это обеспечивается специальным самоостановом, состоящим из шинки 35, наконечник которой скользит по латунному кулачку 31 с вырезанным сектором, приклепанному к пластмассовому червячному зубчатому колесу 30. Кулачок имеет электрический контакт через вал с корпусом редуктора и «массой».

Схема включения и работы стеклоочистителя автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Схема включения и работы стеклоочистителя автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 14 — Электродвигатель; 16 — Переключатель; 25 — Червяк; 30 — Червячное зубчатое колесо; 31 — Кулачок (латунный); 32 — Обмотка электродвигателя; 33 — Предохранитель термобиметаллический; 34 — Добавочное сопротивление (17 Ом); 35 — Шинка самоостанова.

Если в момент выключения шинка самоостанова 35 оказывается на латунном кулачке (положение А), то цепь электродвигателя будет замкнута на «массу», минуя переключатель 16, и электродвигатель будет продолжать работать до тех пор, пока шинка не сойдет с кулачка на изолированную поверхность червячного зубчатого колеса (положение Б). Цепь прервется, и электродвигатель остановится.

При снятых щетках рекомендуется на концы рычагов надеть резиновые или пластмассовые трубки, чтобы не повредить поверхность стекла при случайном включении стеклоочистителя.

Снятые рычаги со щетками на валы привода монтируются в таком порядке:

Стеклоочиститель включают в работу на 5–10 с, а затем устанавливают рычаги на валики так, чтобы они имели направление вправо по ходу движения автомобиля и конец правой щетки при этом должен располагаться в средней части нижнего правого угла окна и до уплотнителя не доходить на 10–15 миллиметров.

Вторую щетку поставить параллельно первой и закрепить на валиках гайками. Чтобы проверить правильность установки щеток стекло обильно смачивают водой и включают стеклоочиститель вначале на малую, а затем на большую скорость. В случае правильной установки щетки при движении не должны касаться уплотнителя стекла, а после выключения должны останавливаться в нижнем положении.

Запрещается включать стеклоочиститель на сухом стекле или с примерзшими щетками. В этом случае он может сломаться.

Уход за стеклоочистителем заключается в затяжке его креплений. После пробега каждых 20 000 км следует снять рычаги, отвернуть гайки 3 и закапать несколько капель моторного масла в зазоры между валиками и втулками.

Закладка Постоянная ссылка.