Плавкая вставка предохранителя трамвайного вагона в виде проволоки или пластины является искусственно ослабленным местом в цепи тока. При увеличении тока до определенной величины плавкая вставка сгорает с соответствующей выдержкой времени, образуя дугу между зажимами.
Пластинные предохранители силовой цепи трамвая установлены только на вагонах старых типов – Ф, БФ, КМ и пр.
На трамвайных вагонах с автоматическими выключателями типа АВ установка плавких предохранителей для защиты силовой цепи являются излишней, так как они дублируют защиту, выполняемую автоматическими выключателями.
Для защиты цепи управления и вспомогательных цепей трамвая применяются пробочные и трубчатые плавкие предохранители.
Пробочные предохранители установлены в цепи освещения на вагонах трамваев старых типов.
Трубчатый предохранитель состоит из плавкой вставки (медная калиброванная проволока), помещенной в фибровую трубку, которая засыпается мелом или мраморным порошком и плотно закрывается с обеих сторон медными колпачками, служащими клеммами для предохранителя. К колпачкам припаиваются концы вставки.
Предохранители вагонов подвижного состава трамвая монтируются в корпусе выключателей, в специальном ящике или на щитках. Номинальная величина тока плавкой вставки трубчатого предохранителя для мотор-компрессора – 15 А, диаметр медной калиброванной проволоки плавкой вставки – 0,35 мм.
Для защиты цепи управления и освещения трамваев применяется трубчатый предохранитель на 6 А с проволокой диаметром 9,21 мм.