Грузовые перевозки по трамвайным путям производятся как в часы перерыва пассажирского движения, так и одновременно с ним.
Скорость движения грузовых поездов должна быть равна скорости движения пассажирских вагонов, и для грузообразующих точек, расположенных на путях с пассажирским движением, необходимо устраивать специальные отводные пути для погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовые перевозки на сетях трамвая выполняются:
1) подвижным составом трамвайного типа, когда грузовой поезд состоит из моторного и прицепных вагонов, имеющих трамвайные ходовые части и электрическое оборудование;
2) электровозами, перемещающими товарные железнодорожные вагоны. В этом случае требуется организация совмещенного движения трамвайного и железнодорожного подвижного составов. Однако при этом сокращаются складочные площади на товарных станциях и уменьшаются погрузочно-разгрузочные работы;
3) электровозами, перемещающими трамвайные прицепные вагоны.
Главными видами грузов, перевозимых трамваем, являются строительные материалы, топливо, продовольственные товары и собственные грузы трамвайных предприятий.
Грузооборот одного поезда в год определяется из следующего расчета:
Где: N — количество ездок в год;
P — грузоподъемность поезда в т;
Km — коэффициент использования тоннажа.
Величину N в свою очередь можно определить по формуле:
Где: Kб — коэффициент использования пробега;
v — техническая скорость в км/час;
T2 — число часов работы поезда в год;
l — среднее расстояние перевозок в км;
Tо — простой под нагрузкой и разгрузкой в час.
Управление грузовыми перевозками сосредоточивается в отдельной грузовой службе либо в специальном грузовом депо, на грузовом участке при пассажирском депо или в одной из основных служб предприятия.
Оформления работы грузового подвижного состава и учет работы электропоездов производятся по специальным путевым листам.
Система работы грузовых поездов отвечает всем правилам движения пассажирских трамвайных поездов, т. е. они имеют освещаемые лобовые вывески и сигнальные фонари. Грузовые поезда, не имеющие воздушного привода к механическому тормозу и не оборудованные устройствами для автоматического затормаживания вагонов при обрыве сцепных приборов, должны иметь на каждом промежуточном прицепном вагоне тормозильщика. На последнем вагоне грузового поезда необходим проводник.