Конструкция трамвайного пути типа А: бетонное основание с рельсами, заделанными в бетон
Трамвайные рельсы тяжелого типа Т-60 заделывают в бетон, который имеет марку 300–350 кг/см2, с фракцией щебня до 40 миллиметров, с железобетонными, деревянными либо металлическими брусьями, которые используются как монтажный элемент. Ширину бетонной плиты 2,2–2,5 м, толщина 0,34–0,39 м. Устройство такого пути изображено на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция трамвайного пути типа А: 1 – монтажные шпалы; 2 – бетон марки 300 кг/см2; 3 – бетон марки 150–200 кг/см2.
Земляное полотно планируется с уклоном 0,01.
Путь перед бетонированием монтируется на брусья длиной 2,0–2,2 м, укладываемые в количестве 400–500 шт. на 1 км.
Деревянные брусья шириной 0,15 м, высотой 0,10 м употребляются в дело непропитанными. К шпалам или брусьям рельсы прикрепляются шурупами через клинчатые подкладки.
Вместо деревянных брусьев могут быть использованы узкоколейные трамвайные рельсы (желательно типа 18 кг/м) высотой 0,09 м или швеллер № 14. К ним привариваются клинчатые двухребордчатые подкладки, к которым маятниковым штырем крепится рельс. (Раздельное крепление рельса к подкладке, а подкладки – к шпале). Высота железобетонного бруса не должна превышать 0,10 м. Крепление рельса к брусу может осуществляться любым способом, в том числе и шурупами, завертываемыми в деревянные, заделанные в брус, пробки.
Между трамвайными рельсами через 2,0–2,5 м ставятся металлические круглые тяги с винтовой нарезкой по концам.
В междупутье укладывается бетонная плита толщиной 0,18 м с маркой бетона 150–200 кг/см2. Дорожное покрытие – асфальт слоем 0,04 м.
Нормы расхода главнейших материалов в случае устройства бетонного основания конструкции трамвайных путей типа А при ширине 2,4 метра представлены в табл. 1.
Наименование материалов | На деревянных брусьях 500 шт. на 1 км | На металлических брусьях 500 шт. на 1 км | |
---|---|---|---|
плита толщиной | плита толщиной 0,34 м | ||
0,39 м | 0,34 м | ||
Рельсы, пог. м | 2000 | 2000 | 2000 |
Бетон марки «300–350», м3 | 1006 | 886 | 926 |
Подкладки, шт. | 1500 | 1500 | 1500 |
Шурупы, шт. | 4520 | 4520 | – |
То же, т | 1,95 | 1,95 | – |
Доски (для опалубки), м3 | 21,8 | 17,2 | 17,2 |
Брусья монтажные, м3 | 16,5 | 16,5 | – |
То же, шт. | 500 | 500 | 500 |
Тяги поперечные с гайками и шайбами, комплект | 500 | 500 | 500 |
Болты с гайками и клеммами, комплект | – | – | 2000 |
Примечание: Норма расхода бетона марки 150–200 для укладки в междупутья соответствует ширине междупутья. |
Конструкция трамвайного пути типа Б: бетонное основание с анкерами для крепления рельсов, которые уложены на промежуточный слой асфальта
Рельсы трамвая тяжелого типа Т-60 укладывают на плиту из бетона, имеющую ширину 2,2 м, толщину 0,20 м с маркой бетона 300–350 кг/см2. В плиту из бетона заделываются анкерные болты диаметром 25 мм из круглого железа через каждые 0,75–1,00 м.
Рельс трамвая с анкером скрепляется через плоскую железную пластинку, имеющую толщину 10 мм, и прижимаемые гайкой с пружинной шайбой к подошве металлические лапки.
Между подошвой трамвайного рельса и бетоном закладывается толщиной 20 мм асфальтовая прокладка, а между рельсами ставятся круглые металлические тяги через 2,0–2,5 м.
Рельс, скрепленный с анкером, заделывается в бетон с толщиной слоя 0,15–0,16 м до подголовка. Марку его верхнего слоя можно снизить до 200 кг/см2. Дорожное покрытие слоем 0,04 м – асфальтовое.
Конструкция трамвайного пути типа Б с рельсами, которые заделаны в бетон, показана на рис. 2. Эта конструкция используется и с дорожным покрытием из брусчатки.
Рис. 2. Конструкция трамвайного пути типа Б: 1 – анкеры d = 22 мм через 1 м; 2 – спецасфальт 20 мм или жесткий асфальтобетон; 3 – приварка; 4 – бетон марки 300 кг/см2; 5 – бетон марки «200»; 6 – прижимная лапка; 7 – металлическая пластинка 350×125×10 мм; 8 – круглая тяга; 9 – асфальтобетон мелкозернистый 40 мм; 10 – бетон марки «150–200».
Конструкция пути Б-типа с верхним покрытием из брусчатки показана на рис. 3.
Рис. 3. Конструкция трамвайного пути типа Б с покрытием из брусчатки: 1 – песок; 2 – прижимная лапка; 3 – анкер d = 22 мм через 1 м; 4 – плоская тяга, 5 – металлическая пластинка 350×125×10 мм; 6 – спецасфальт 20 мм или жесткий асфальтобетон; 7 – брусчатка высотой до 140 мм; 8 – бетон марки 300 кг/см2; 9 – заполнение швов битумным составом или цементным раствором; 10 – бетон марки 150–200 кг/см.
Нижняя бетонная плита устраивается такой же, как и при конструкции Б, с рельсами, который заделаны в бетон, и с асфальтовым покрытием. Трамвайные рельсы прикрепляются к бетонной плите анкерами и под подошву рельса закладывается асфальтовая прокладка толщиной 20 мм. Между рельсами через 2,0–2,5 м устанавливаются металлические плоские тяги. В пазуху трамвайного рельса закладываются фасонные брусья из бетона или асфальтобетона. В качестве дорожного покрытия применяется брусчатка высотой 110–140 мм, по слою песка толщиной 50–70 мм.
В междупутьи при асфальтовом покрытии укладывается бетонная плита толщиной 0,18 м, марка бетона – 150–200 кг/см2, а при брусчатом покрытии основание делается из песка, слоем толщиной не менее 0,10 м.
Швы брусчатой мостовой заливаются битумом или цементным раствором.
Нормы расхода главнейших материалов при устройстве конструкции трамвайных путей типа Б даны в табл. 2.
Наименование материалов | С верхним покрытием | |
---|---|---|
из асфальта | из брусчатки | |
Рельсы, пог. м | 2000 | 2000 |
Бетон марки «300–350», м3 | 455 | 455 |
Бетон марки «200», м3 | 482 | |
Анкеры, компл. | 2010 | 2010 |
Тяги поперечные с гайками и шайбами, компл. | 500 | 500 |
Асфальт (под рельс), т | 14,8 | 14,8 |
Доски (для опалубки), м3 | 21,8 | 11,3 |
Брусья (для вывешивания), шт. | 110 | 110 |
То же, м3 | 3,6 | 3,6 |
Конструкция трамвайного пути типа Г: с продольными брусьями, втопленными в бетон
Трамвайные рельсы кладут на сдвоенные деревянные продольные брусья высотой 0,13–0,15 м и шириной по 0,15 м, втопленные в бетон марки 150–200 кг/см2.
Такая конструкция пути изображена на рис. 4.
Рис. 4. Конструкция трамвайного пути типа Г.
Толщина бетонной плиты под брусьями 0,10–0,20 м; ширина ее – 2,2 м. Брусья под рельсовой ниткой соединяются между собой болтами диаметром 22–25 мм с выпущенными концами длиной 0,2–0,4 м.
Концы болтов, выпущенных в шахматном порядке по обе стороны брусьев, служат арматурой бетона, связывающей путевую конструкцию с бетоном. Трамвайные рельсы прикрепляются к продольным брусьям при помощи шурупов, размещаемых через каждые 0,75 м.
Дорожное покрытие состоит из брусчатки по песчаному основанию.
Нормы расхода основных материалов при устройстве конструкции трамвайных путей типа Г приведены в табл. 3.
Наименование материалов | Количество требующихся материалов |
---|---|
Рельсы, пог. м | 2000 |
Бетон марки «150–200», м3 | 480 |
Брусья продольные, м3 | 90 |
Болты 25×400 мм, шт. | 2240 |
Шурупы, шт. | 2680 |
Пластинки (под рельсы), шт. | 1340 |
Лапки, шт. | 2680 |
Тяги поперечные с гайками и шайбами, компл. | 500 |
Доски (для опалубки), м3 | 16,7 |
Брусья (для вывешивания), шт. | 110 |
То же, м3 | 3,6 |
Конструкция трамвайного пути на сплошном щебеночно-пакеляжном основании
Бесшпально-щебеночные основания трамвайных путей обладают двумя существенными недостатками:
1. Недостаточной устойчивостью пути вследствие отсутствия крепления рельсов к основанию.
2. Большой трудоемкостью ручных работ.
На магистральных проездах, а также если в обращении находятся тяжелые трамвайные вагоны с большой скоростью движения применять такие основания не следует, но при наличии легких трамвайных вагонов и замощении путей брусчаткой они довольно широко применяются.
Бесшпально-щебеночно-пакеляжные основания могут удовлетворительно работать только при достаточно хорошо устроенном водоотводе или хороших водопроницаемых грунтах, так как в случае задержки воды в основании оно быстро разрушается и трамвайные пути приходят в расстройство. Необходимо также иметь водонепроницаемое верхнее покрытие, для чего швы брусчатой мостовой надежно гидроизолируются.
Конструкция трамвайного пути на сплошном бесшпально-щебеночно-пакеляжном основании показана на рис. 5.
Рис. 5. Конструкция трамвайного пути на бесшпально-щебеночно-пакеляжном основании.
На дно котлована земляного полотна насыпается слой песка 0,05 м толщиной и укладывается пакеляж высотой до 0,20 м, который расклинцовывается и сверху засыпается крупным (до 70 мм) щебнем, который тщательно уплотняется укаткой.
Ширина сплошного щебеночно-пакеляжного основания трамвайных путей принимается 2,2–2,5 м, глубина 0,55 м.
Рельсы трамвайного типа, соединяемые между собой поперечными тягами, укладываются непосредственно на щебень, выравниваются и подбиваются под подошву мелким щебнем.
Дорожное покрытие выполняется преимущественно из брусчатки.
Конструкции трамвайного пути на щебеночно-пакеляжных канавках
В отличие от сплошного щебеночно-пакеляжного основания щебеночно-пакеляжные канавки трамвайных путей делаются отдельно под каждую рельсовую нитку.
Конструкция пути на таких канавках показана на рис. 6.
Рис. 6. Конструкция трамвайного пути на щебеночно-пакеляжных канавках.
Ширина каждой канавки принимается 0,6 м, глубина – такая же, что и в сплошных щебеночно-пакеляжных основаниях, 0,55 м.
Нормы расхода материалов при устройстве бесшпально-щебеночно-пакеляжных конструкций трамвайного пути даны в табл. 4.
Наименование материалов | Конструкция со сплошным основанием | Конструкция с основанием канавками |
---|---|---|
Рельсы, пог. м | 2000 | 2000 |
Камень пакеляжный, м3 | 425 | 232 |
Щебень, м3 | 395 | 215 |
Песок, м3 | 132 | 72 |
Тяги поперечные с гайками и шайбами, компл. | 500 | 500 |