На рис. 1 показана конструкция тележки вагона трамвая с жесткой базой серии Х. Рама тележки состоит из боковин 1, изготовленных из стального листа толщиной 10–12 мм, соединенных с концевыми 2 и средними 3 поперечными стальными балками из швеллеров №№ 12÷18. В местах букс боковины рамы имеют вырезы 4; на буксы опираются листовые надбуксовые рессоры 5, подвешенные на шпинтонах. На концевых поперечных балках установлены четыре листовые кузовные рессоры 6.
Рис. 1. Конструкция тележки с жесткой базой трамвайного вагона серии X.
Тормозная система расположена на тележке.
Монтажный зазор между буксой и челюстями тележки составляет 7 мм (по 3,5 мм на сторону) при подшипниках скольжения и 1 мм (по 0,5 мм на сторону) – при подшипниках качения.
Тележки трамвайных вагонов с жесткой базой по сравнению с одноосными тележками Беккера обладают рядом преимуществ:
1. Вследствие значительного зазора между буксами и буксовыми наличниками тележка вагона свободно вписывается в кривые, а на прямых участках пути оси остаются параллельными и не дают вилять тележке и кузову.
2. Удельное сопротивление движению и расход электроэнергии на 5–6% меньше, чем у вагонов трамваев с поворотными одноосными тележками.
3. Срок работы бандажей больше, чем у одноосных тележек.
4. Износ рельсовых путей меньше, чем при поворотных одноосных тележках.
5. Ремонт тележек обходится на 10–12% дешевле, чем поворотных одноосных тележек.
На рис. 2 показана двухосная поворотная тележка типа 2ДСБ, которая применяется на вагонах трамвая МТВ-82.
Рис. 2. Конструкция тележки типа 2ДСБ трамвайного вагона.
Тележка состоит из двух стальных продольных балок 1 замкнутого сечения, скрепленных с двумя поперечными стальными балками 2 также замкнутого сечения.
Рама тележки вагона подвижного состава трамвая имеет форму буквы Н. К поперечным балкам подвешена люлька 3, на которую через эллиптические рессоры опирается надрессорный брус 4 с подпятником 5.
Буксы снабжены балансирами 6, на которые через цилиндрические витые рессоры 7 опирается рама тележки. Тормоз – колесно-колодочный, расположен на тележке. Тяговые двигатели подвешены к раме тележки и подрессорены, на оси колесных пар они не опираются.
Тележка 2ДСБ трамвайного вагона, как поворотная, имеет следующие преимущества перед тележкой с жесткой базой:
1. Свободное вписывание в кривые малых радиусов;
2. Спокойное движение вагона как на прямых, так и на кривых;
3. Больший срок службы бандажей;
4. Незначительные эксплуатационные расходы.
На рис. 3 показана балансирная двухосная поворотная тележка вагона ЛМ-49.
Рис. 3. Конструкция балансирной тележки трамвайного вагона ЛМ-49.
Тележка состоит из жесткой рамы, изготовленной из двух стальных боковых, двух концевых и двух средних поперечных балок. Каждая боковина сделана из двух швеллеров 1 № 14, обращенных стенками друг к другу. Концевые поперечные балки 2 изготовлены из швеллера № 14.
Каждая средняя поперечная балка 3 состоит из двух швеллеров № 14 со сваренными горизонтальными полками и образует замкнутый профиль.
К средним поперечным балкам подвешена люлька 4 с эллиптическими люлечными рессорами и надрессорным брусом 5 с подпятником 6.
На буксах 7 с каждой стороны тележки вагона трамвая находится балансир 8, изготовленный из двух балок полосовой стали с изогнутыми концами 9, которыми он опирается на буксы. Боковина рамы опирается на балансир через цилиндрические двухрядные витые рессоры 10. Тяговые двигатели имеют независимую подвеску на раме тележки. Колесно-колодочный тормоз подвешен на тележке.
К преимуществам балансирной тележки трамвайного вагона следует отнести:
1. Более спокойный ход вагона на кривых вследствие более низкой подвески кузова;
2. Уменьшение паразитных колебаний кузова.
Недостатками же являются:
1. Увеличение неподрессоренного веса вагона (вес балансира – 70–100 кг);
2. Неудобство в эксплуатации при установке тележек при сходах вагона с рельсов.
На рис. 4 (а и б) показана тележка трамвайного вагона РВЗ-55. Она состоит из двух продольных стальных балок 1 прямоугольного сечения, соединенных болтами с поперечными балками 2 через резиновые прокладки. На продольные балки 1 через витые рессоры 3 опирается люлечная балка 4. Тяговые двигатели 6 на раме тележки подрессорены и через карданные валы 7 соединяются с редукторами 8.
Рис. 4. Конструкция тележки трамвайного вагона РВЗ-55.
К раме тележки с двух сторон подвешены электромагнитные рельсовые тормоза 9. Колесные пары с подрезиненными бандажами 10 имеют осевые буксы 5, расположенные внутри рамы тележки. Механический тормоз – колодочно-дисковый.
В табл. 1 приводятся основные данные тележек вагонов трамваев (рис. 5).
Рис. 5. Габаритные размеры тележки трамвайного вагона.
Типы тележек трамвайных вагонов | Габаритные размеры в мм | База тележки B в мм | Вес тележки с оборудованием в кг | Вес рамы тележки в кг | ||
---|---|---|---|---|---|---|
l | a | h | ||||
С жесткой базой вагона серии X | 5767 | 2370 | 805 | 2700 | 6200 | 2000 |
2ДСА | 2445 | 2100 | 710 | 1800 | 5500 | 900 |
2ДСБ | 2445 | 2100 | 710 | 1800 | 4750 | 930 |
РВЗ | 2640 | 2190 | 790 | 1940 | 4950 | – |
Балансирная тележка вагона ЛМ-49 | 2800 | 2030 | 650 | 1800 | 4810* | – |
5400 | ||||||
* Вес тележки вагона ЛМ-49–4810 кг с двигателями ДК-255 и 5400 кг – с двигателями ДТИ-60. |