Механические тормоза на трамвайных вагонах можно разделить на колесно-колодочные, дисковые, барабанные.
В колесно-колодочном тормозе (рис. 1) тормозное усилие передается через тормозные колодки 1 на бандажи колес 2.
Рис. 1. Эскиз колесно-колодочного тормоза трамвая.
В дисковом тормозе (рис. 2) тормозное усилие передается через тормозные колодки 1 па тормозные диски 2, насаженные неподвижно на оси колесных пар 3 или на тяговой передаче (карданный вал).
Рис. 2. Эскиз клещевого дискового тормоза трамвая.
При барабанном тормозе (рис. 3) тормозное усилие через колодки 1 или стальную ленту передается на барабаны 2, насаженные неподвижно на осях колесных пар 3 или на тяговой передаче.
Рис. 3. Эскиз барабанного тормоза трамвая.
Колесно-колодочный тормоз имеет следующие недостатки:
а) изменение коэффициента трения между колодкой и бандажом в зависимости от состояния рельсовых путей (сухие, мокрые, покрытые грязью, инеем и пр.);
б) износ бандажей при трении колодок;
в) влияние просадки рессор на величину тормозного эффекта;
г) высокая стоимость эксплуатации (большой износ колодок и бандажей, частая регулировка и ремонт тормоза).
Преимуществами дискового тормоза являются:
а) несложный уход и ремонт, дешевизна эксплуатации;
б) высокий коэффициент трения колодки с тормозным диском;
в) простота конструкции и малый вес;
г) незначительная изменяемость коэффициента трения колодки с тормозным диском в зависимости от скорости;
д) отсутствие влияния просадки кузова вагона на тормозной эффект.
Кроме того, в клещевом дисковом тормозе величина тормозного момента изменяется в зависимости от износа колодок (при уменьшении толщины колодки тормозной момент возрастает).
Барабанный тормоз имеет преимущества и недостатки дискового тормоза.
На рис. 4 показана схема колесно-колодочного тормоза вагона МТВ-82; на рис. 5 — схема дискового тормоза вагона КТМ-1.
Рис. 4. Схема механического тормоза трамвайного вагона МТВ-82.
Рис. 5. Схема механического тормоза трамвайного вагона КТМ-1.