Конструкция трамвайного пути состоит из верхнего и нижнего строения пути, водоотводных сооружений и верхнего покрытия путей.
К верхнему строению трамвайного пути относятся рельсы, спецчасти и все виды скреплений.
В трамвайных путях под нижним строением (основанием) пути подразумевается часть путевой конструкции, передающая давление от рельса земляному полотну.
Требования, предъявляемые к конструкциям трамвайных путей, должны учитывать не только устойчивость и долговечность самого пути, но также и благоустройство городов и сводятся к следующему:
а) конструкция пути – устойчивая, обеспечивающая постоянство рельсовой колеи, не имеет просадок и не допускает прогибов рельсов, что может служить причиной расстройства мостовой;
б) трамвайные рельсы во избежание горизонтальных и вертикальных перемещений скрепляются с основанием;
в) конструкция основания увязывается с системой водоотвода от пути как в части отвода поверхностных вод, просочившихся в основание, так и возможности понижения уровня грунтовых вод во избежание разрушительного их действия;
г) конструкция трамвайного пути в целом – упруга.
Это служит гарантией от жестких ударов и уменьшает шум при проходе подвижного состава трамвая. Данное требование следует увязать с гарантией устойчивости верхнего покрытия путей, что несколько ограничивает требование упругости пути.
Выбор типа конструкции обусловливается следующими факторами:
а) интенсивностью движения, а также скоростью и наличия нагрузки на путь;
б) составом и несущей способностью грунта земляного полотна;
в) требованиями благоустройства;
г) расположением трамвайных путей и степенью отделенности трамвайного полотна от иных видов транспорта;
д) продольным уклоном и, в связи с этим, возможностью водоотвода;
е) предпологаемым типом верхнего покрытия проезда;
ж) родом и наличием местных материалов;
з) продолжительностью предстоящей службы трамвайных путей (т. е. постоянные пути или временные);
и) назначением пути по роду движения (пассажирские, грузовые, служебные).
Конструкции трамвайных путей делятся на две основные группы:
I группа – на шпальных основаниях,
II группа – на бесшпальных основаниях.
Конструкции трамвайного пути на шпальных основаниях делят на такие типы:
– тип I – на основании шпально-песчаном;
– тип – II на основании шпально-щебеночном;
– тип – III на основании шпально-щебеночно-пакеляжном;
– тип В – на основании шпально-бетонном с подбивкой шпал щебнем.
Конструкции трамвайного пути на бесшпальных основаниях делят на такие типы:
1. Бесшпально-бетонные:
– тип А – бетонное основание с рельсами, которые заделаны в бетон;
– тип Б – бетонное основание с выпущенными анкерами, предназначенными для крепления рельсов. Трамвайные рельсы укладывают на промежуточный асфальтовый слой;
– тип Г – трамвайные рельсы укладывают на продольные деревянные брусья, которые втоплены в бетон.
2. Бесшпально-щебеночные:
– тип IV – на основании сплошном щебеночно-пакеляжном;
– тип V – на основании щебеночно-пакеляжном, которое устраивается канавками под каждую рельсовую нитку.
Наибольшее распространение в нашей стране получили шпальные основания, а из них – шпально-песчаные.
Применение бесшпальных бетонных конструкций трамвайных путей ограничивается напряженными переездами и магистральными улицами с особыми требованиями благоустройства.
Бесшпальные конструкции экономически оправдываются в местностях, где получение шпал связано с особыми затруднениями, а также в других частных случаях.
Выбор типа шпального основания регламентируется «Техническими условиями на проектирование трамвайных путей», а также в соответствии со следующими указаниями:
а) основания шпально-бетонные с подбивкой шпал щебнем применяются при устройстве асфальтовых и штучных покрытий в путях трамвая на магистральных улицах независимо от свойств грунта, интенсивности движения и нагрузок;
б) шпально-щебеночные основания применяются в замощенных проездах на линиях со степенью интенсивности движения 25 и более поездов в час при грунтах хорошего и среднего качества, несущая способность которых не менее 1,5 кг/см2, а также при грунтах, укрепленных пакеляжем или мостовой, под сборными стыками, спецчастями и кривыми радиусом 75 м и ниже. Исключение составляют случаи, требующие устройства шпально-бетонного основания;
в) шпально-песчаные и шпально-шлаковые (из металлургических шлаков) основания сооружаются в трамвайных путях, замощенных булыжным покрытием или брусчаткой, а также в незамощенных с интенсивностью движения менее 25 поездов в час, на временных и подсобных путях.
Во всех случаях, когда местные условия (наличия щебня, его качество, транспортировка, стоимость) делают применение щебня вместо песка или шлака выгодным и целесообразным, надлежит применять щебеночное основание независимо от степени интенсивности работы верхнего строения и рода замощения.