Величина коэффициента сцепления ψ зависит от состояния рельсовых путей, а также от скорости движения. Эта зависимость проверялась многими отечественными и зарубежными исследователями.

На рис. 70 приведена зависимость коэффициента сцепления от скорости движения поезда.

Наибольшего значения ψ достигает при сухих и чистых рельсах 0,35, а наименьшего — при листопаде, гололеде и масляных пятнах на рельсах — 0,5—0,07. Поэтому при расчетах механического тормоза можно принимать среднее значение коэффициента сцепления ψСр = 0,18, а для расчета элементов тормозной передачи на механическую прочность — ψMax = 0,35.

Величина замедления в процессе торможения при расчете тормоза должна приниматься в соответствии с требованиями удобств для пассажиров, а также обеспечения безопасности движения.

Из уравнения движения поезда можно вывести зависимость:

Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления трамвайных вагонов - Часть 2

Где: GMn— тормозной вес поезда;

GN — полный вес поезда.

Из формулы видно, что величина замедления тем выше, чем более соотношение тормозного веса к полному весу поезда.

Поэтому для обеспечения безопасности необходимо, чтобы оси всех вагонов поезда были тормозными.

Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления трамвайных вагонов - Часть 2

Рис. 69. Зависимость коэффициента трения от скорости: 1 — чугунные колодки; 2 — асборезитовые колодки.

Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления трамвайных вагонов - Часть 2

Рис. 70 Зависимость коэффициента сцепления от скорости.

При рельсовом электромагнитном тормозе величина замедления в момент торможения может быть значительно повышена, что видно из формулы:

Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления трамвайных вагонов - Часть 2

Где: BР — тормозная сила рельсового тормоза, при которой замедление может достигать величины 3,5 м/сек2 и выше;

φРт — коэффициент трения между башмаком и рельсом.

При действии рельсового тормоза искусственно повышается сцепной вес вагона, поэтому, даже при низком коэффициенте сцепления, величина реализуемой тормозной силы превышает нормальную силу сцепления.

Это свойство рельсового тормоза ставит его в более выгодное положение по сравнению с механическими тормозами, так как при действии тормозных башмаков на рельсы явление юза исключается.

Поэтому при оценке механических тормозов рельсового транспорта электромагнитному рельсовому тормозу следует отдать предпочтение.