024Сцепной механизм грузового автомобиля ГАЗ-АА (рис. 164) состоит из наклонных к продольной оси тяг 1 (лежащих в горизонтальной плоскости), поперечин 2—4 и пружины 3. Тяги передней частью прикреплены к раме, а в задней соединены поперечинами, между которыми расположена пружина; через отверстия поперечин проходит тяговый стержень 5 с опорными втулками для пружины.

Передний конец стержня 5 заканчивается нарезкой с гайкой и контргайкой, удерживающими переднюю опорную втулку пружины. Задняя втулка упирается в заднюю поперечину; стержень заканчивается вертикально расположенной вилкой с болтом 6′, крепящим тягу прицепа, этот болт удерживается запором 7. Скоба 8 используется в качестве ограничителя угла поворота автомобиля относительно прицепа.

Сцепной механизм ГАЗ-АА

Рис. 164. Сцепной механизм ГАЗ-АА.

Сцепной механизм ЗИС-5

Рис. 165. Сцепной механизм ЗИС-5.

Тяговое усилие удаляет тяговый болт от рамы автомобиля, и передняя опорная втулка, приближаясь к задней, сжимает пружину; при наезде прицепа на автомобиль задняя поперечина приближается к передней. Таким образом, сцепное устройство ГАЗ-АА обеспечивает смягченно толчков (упругость соединения) в обоих направлениях.

Сцепное устройство автомобиля ЗИС-5 (рис. 165) состоит из поперечины 1, приклепанной к раме, поперечной рессоры 2 и тягового стержня 3. Рессора свободно расположена средними листами в кронштейнах косынок, соединяющих поперечину с балками рамы. Передний конец тягового стержня жестко закреплен в рессоре и серединой проходит через втулку 4, приклепанную к поперечине против отверстия в последней; задний конец стержня жестко соединен с вилкой 5, расположенной в вертикальной плоскости. Вилка, 5 рычагом 6 соединяется с тягой прицепа. Перемещения рессоры перпендикулярно раме не допускаются тяговым стержнем. Упругость устройства обеспечивается в обоих направлениях.