Помимо выпуска промышленностью новых газобаллонных автомобилей, перевод на газ автомобилей с бензиновыми двигателями может быть осуществлен и непосредственно на автотранспортном предприятии. Особое практическое значение это обстоятельство приобретает для организаций, эксплуатирующих автомобили в районах нефте- и газодобычи. Перевод в этих районах бензиновых автомобилей на газ является одним из наиболее действенных эксплуатационных мероприятий, направленных на экономию жидких моторных топлив и рациональное использование местных энергоресурсов.
К переоборудованным для работы на газе автомобилям предъявляются следующие основные требования:
Обеспечение требуемого запаса хода;
Сохранение номинальной грузоподъемности и эксплуатационных свойств, присущих газобаллонному автомобилю соответствующей модели;
Обеспечение герметичности газового оборудования;
Свободный доступ к двигателю и другим агрегатам автомобиля;
Отсутствие существенных отличий в управлении газобаллонным автомобилем по сравнению с бензиновым.
Трудоемкость выполнения этих требований во многом определяется конструкцией переоборудуемого автомобиля, его техническим состоянием, а также, видом применяемого топлива. Следует отметить, что перевод работы двигателя с жидкого моторного топлива на газовое сопровождается снижением мощности на 7—9 и 15—18% соответственно для сжиженного нефтяного и сжатого природного газов.
Этот способ знаменателен улучшением мощностных и экономических показателей путем повышения степени сжатия и применением в газобаллонной установке газового смесителя.
Переоборудованию для работы на газе подлежат только технически исправные автомобили. После переоборудования авто дают новый номер модели, который соответствует газобаллонной модификации и должен эксплуатироваться согласно требованиям заводской инструкции для этой модели автомобиля.
Переоборудование предполагает проведение целого комплекса монтажно-демонтажных, крепежных, регулировочных и других видов работ. Предусматривается следующая последовательность выполнения операции: подготовка автомобиля к переоборудованию; демонтаж с двигателя и автомобиля деталей и узлов, не входящих в конструкцию газобаллонных автомобилей, а также временно затрудняющих доступ к местам установки газового оборудования; сборка двигателя; монтаж газового оборудования; установка огнетушителя; проверка и испытание переоборудованного автомобиля.
Подготовка автомобиля к переоборудованию предусматривает проверку исправности ходовой части, систем электрооборудования, питания, охлаждения, а также тормозной системы. После этого опорожняются топливные баки, системы питания и охлаждения двигателя.
В связи с тем, что целый ряд деталей, которые демонтируют с двигателя, устанавливаются вновь, они соответствующим образом должны быть очищены (от грязи, коррозии, смазки). Перечень основных деталей и узлов двигателя и платформы, демонтируемых с автомобиля ЗИЛ-130 при его переоборудовании в газобаллонный автомобиль ЗИЛ-138, представлены в табл. 1.