Аналогичные зависимости получены по газовым двигателям работающим на сжатом газе. Исследования, проведенные НИИГлавмосавтотрансом, показывают, что пусковая частота вращения двигателя автомобиля ЗИЛ-138А примерно равна пусковой частоте вращения двигателя автомобиля ЗИЛ-130, но ниже, чем пусковая частота ЗИЛ-138, так как у двигателей автомобилей ЗИЛ — 138А и -130 степени сжатия одинаковы (6,5)) и существенно меньше, чем у ЗИЛ-138 (8,0).
Однако минимальная пусковая частота вращения для двигателя ЗИЛ-138А все же несколько выше, чем для базовых бензиновых моделей. Снижение пусковых качеств двигателя ЗИЛ-138А, работающего на сжатом газе, по сравнению с двигателем ЗИЛ-130 обусловлено физико-химическими свойствами метана. В то же время пуск газового двигателя ЗИЛ-138А осуществляется легче, чем двигателя газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138 за счет меньшей степени сжатия и соответственно большей частоты вращения коленвала в момент пуска, а также за счет пусковой системы, предусмотренной в конструкции двигателя, работающего на сжатом газе.
Пусковая система двигателя (рис. 2) включает в себя электромагнитный запорный клапан 4 с дозирующим жиклером, трубопроводы 3 и 5, воздушную заслонку, пусковую кнопку клапана, установленную в кабине водителя.
При «холодном» пуске, после включения электромагнитного клапана газ из 1-й ступени редуктора 1 под давлением может поступать в переходник смесителя даже при закрытом клапане 2-й ступени редуктора. Воздушная заслонка смесителя 7 при этом должна находиться в закрытом положении.
Рис. 2. Пусковая система с электромагнитным клапаном: 1 — газовый редуктор низкого давления; 2 — штуцер; 3 — соединительная трубка; 4 — электромагнитный клапан; 5 — трубопровод; 6 — крышка обратного клапана; 7 — смеситель.