008Преимущества закрытого корпуса легкового автомобиля в наибольшей степени выявляются при кручении. При этом все ЭКП нагружены (рис. 330). Граничные силы между ними можно рассчитать из алгоритма, представляющего собой условия равновесия отдельных ЭКП:

Закрытые корпуса легковых автомобилей

С учетом методов вычислительной техники алгоритмы граничных сил между ЭКП скручиваемого корпуса удобнее представить в виде матрицы A:

Закрытые корпуса легковых автомобилей

Решение алгоритма возможно, так как уравнения сил K2—K5 можно выразить через силу K1.

Удельные касательные усилия, а затем и напряжения можно рассчитать в виде плоских задач (рис. 331).

Удельные усилия в передней стенке-перегородке (рис. 331, a) аналогичны таким усилиям в упомянутом уже открытом корпусе.

Рама переднего окна (рис. 331, b) подвергнута сдвигу удельными касательными усилиями:

Закрытые корпуса легковых автомобилей

Это удельное усилие вызывает на углах изгибающий момент (в кгс∙см)

Закрытые корпуса легковых автомобилей

Статика ЭКП работающего на кручение закрытого корпуса легкового автомобиля

Рис. 331. Статика ЭКП работающего на кручение закрытого корпуса легкового автомобиля: a — передняя стенка-перегородка; b — рама окна; c — пол.

Статика работающей на сдвиг ЭКП, составляющей боковую стенку закрытого корпуса легкового автомобиля

Рис. 332. Статика работающей на сдвиг ЭКП, составляющей боковую стенку закрытого корпуса легкового автомобиля: A — внешние нагрузки; b — схема решения с помощью уравнений Максвелла—Мора; c — схема упрощенного способа решения; d — моменты заделки стоек.

С учетом этого момента большое значение приобретают закругления углов.

Основание пола (рис. 331, с) испытывает сдвиг от удельного усилия:

Закрытые корпуса легковых автомобилей

Крыша испытывает сдвиг удельным усилием:

Закрытые корпуса легковых автомобилей

Удельные усилия остальных элементов, таких, как задняя стенка-перегородка, рама заднего окна и т. п., аналогичны усилиям в соответствующих элементах передней части корпуса.

Усилия в боковой стенке рассчитывают так же, как и при изгибе, с применением системы уравнений Максвелла—Мора (рис. 332).

Действие продольных и боковых нагрузок в закрытых корпусах показано на рис. 320. Продольные силы X приняты такими, как и при вертикальных нагрузках. Боковая сила Y уравновешена сдвигом основания пола, а также, в меньшей степени, — рам окон и крыши.