Корпус считается закрытым, если элементарные конструктивные плоскости образуют замкнутую систему и если на границах этих плоскостей при действии на корпус скручивающего момента появляются силы. Наиболее простым закрытым корпусом является параллелепипед (рис. 309), состоящий из элементарных конструктивных плоскостей A—B—C—D, A—A’—B’—B, B—C—C’—B’ и т. д.

Закрытый корпус автомобиля как система ЭКП

Рис. 309. Закрытый корпус автомобиля как система ЭКП: a — в целом; b — при кручении; c — при изгибе.

Открытый сверху корпус автомобиля как система ЭКП

Рис. 310. Открытый сверху корпус автомобиля как система ЭКП: a — в делом; b — при кручении; c — при изгибе.

При воздействии на такой корпус скручивающего момента MS в элементарной конструктивной плоскости A—B—C—D возникают граничные силы KI между всеми ЭКП и реактивный момент MS в плоскости A’—B’—C’—D’ (рис. 309, b).

При симметричной нагрузке закрытого корпуса, например силой Р, жесткость элементарных конструктивных плоскостей (см. 17.2.1) уже недостаточна для восприятия сил, перпендикулярных к плоскости. Следовательно, чтобы воспринять силы Р, которые в автомобиле приходятся на пол В—С—С’—В’, необходимо вводить вспомогательный элемент Я (рис. 309, с). Таким способом силы Р переносят на боковые стенки А—А’—В’—В и D—С’—С, а потом уравновешивают граничными силами KI и реакциями RP в А—В—С—D и RT в А’—В’—С’—D’.

Граничные силы KI не нагружают крышу А—D—D’—А’ и пол В—С—С’—В’. С этой точки зрения крыша в случае изгиба имеет второстепенное значение, которое определяется тем, какая часть крыши может взаимодействовать с кромками А—А’ и D—D’ плоскостей. Пол выполняет подобную роль для кромок В—В’ и С—С’. Кроме того, пол, как уже упоминалось, передает нагрузки Р на боковые стенки с помощью вспомогательных элементов.

Очевидно, что если в закрытом корпусе какая-либо из ЭКП не обладает жесткостью в своей плоскости, то при скручивании граничные силы возникают не между всеми плоскостями, и такой корпус становится открытым.