Себестоимость перевозок S представляет собой сумму эксплуатационных затрат на выполнение перевозок на данном автомобильном транспортном средстве ΣC, отнесенную к транспортной работе W за тот же период времени:

Влияние конструктивных параметров электромобиля на эффективность его использования - Часть 3. Себестоимость перевозок

Себестоимость может быть рассчитана и по суточной производительности. Тогда становится очевидным, что если с изменением запаса хода электромобиля имеет место ярко выраженный максимум производительности (см. рис. 16), то, следовательно, будет иметь место минимум себестоимости и величины приведенных затрат. Впервые на такой характер изменения стоимости эксплуатации (себестоимость с учетом процентов на капитал в расчете на милю пробега) в зависимости от запаса хода электромобиля указал С. М. Хиллс. Затем Д. Г. Поляк подробно исследовал зависимость изменения себестоимости от запаса хода электромобиля, в результате чего им было доказано, что существует определенно выраженный минимум себестоимости при изменении запаса хода электромобиля за счет увеличения веса аккумуляторной батареи.

Таким образом, с точки зрения использования веса, производительности и себестоимости возможность увеличения запаса хода за счет веса аккумуляторной батареи ограничена.

В действительности, суточный пробег редко точно соответствует запасу хода электромобиля. Чтобы выявить, как влияет разница между запасом хода электромобиля и действительным суточным пробегом, рассмотрим зависимость отчислений амортизационных на полное восстановление аккумуляторной батареи от изменения суточного пробега.

Амортизационные отчисления на восстановление полностью аккумуляторной батареи могут быть определены по формуле:

Влияние конструктивных параметров электромобиля на эффективность его использования - Часть 3. Себестоимость перевозок

L — запас хода электромобиля, км;

ЦА. б — стоимость аккумуляторной батареи на запасаемый кВт·ч, руб/кВт·ч;

T — срок службы, циклы;

QУд — потребная емкость аккумуляторной батареи на 1 км пробега, кВт·ч/км.

Влияние конструктивных параметров электромобиля на эффективность его использования - Часть 3. Себестоимость перевозок

Рис. 17. Зависимость срока службы батареи от степени разряда: 1 — срок службы не зависит от степени разряда; 2 — при условии TLCC = const; 3 — примерная действительная зависимость срока службы от степени разряда.