019Передние колеса работают в сложных условиях. Расположение колес влияет на легкость управления ими (поворот), устойчивость движения автомобиля и износ шин. Наклон плоскости колеса к вертикальной плоскости под углом а (поперечный наклон — развал колес) сокращает плечо а (рис. 176-а) и уменьшает момент, необходимый для поворота колеса; следовательно, развал колес облегчает поворот автомобиля. Поперечный наклон оси шкворня под углом β, помимо дальнейшего сокращения плеча а, вызывает некоторый подъем передней осп при повороте колес вместе с подъемом передней части автомобиля; когда усилие водителя снимается с руля, давление приподнятой передней части рамы с осью возвращает передние колеса в исходное положение, соответствующее движению по прямой. Следовательно, поперечный наклон шкворня уменьшением плеча а облегчает поворот и подъемом передка обеспечивает автоматическое возвращение передних колес для движения по прямой.

Углы наклона передних колес

Рис. 176. Углы наклона передних колес.

Продольный наклон шкворня γ (рис. 176-б) создаст плечо в, на котором реакция дороги Р (от центробежной силы) при повороте стремится вернуть колесо в исходное положение (стабилизация движения). Продольный наклон колес δ или так называемое схождение колес d—с призвано локализовать отрицательное последствие развала колес. Поперечный (боковой) наклон колес вызывает стремление их катиться по расходящимся дугам; с целью обеспечения качения колес по продольным параллельным прямым линиям делается продольный наклон на угол δ. В табл. 15 даны значения углов наклона передних колес.

Таблица 15 – Углы передних колес (в градусах)

Автомобиль

α

β

γ

δ

DC, мм

М-1

1

8

1 15

4 30—9

1,5—3

ГАЗ-АА

2

7

3 30

2 20—7

0,8—2,4

ЗИС-5

1 30

7 30

18—19

5—8

Передняя ось М-1

Рис. 177. Передняя ось М-1.