Весовые и объемные параметры тяговых аккумуляторных батарей постоянно улучшаются (рис. 19). Уже достигнутые успехи и проводимые исследования в области аккумуляторных батарей позволяют надеяться, что в ближайшее время аккумуляторные электромобили найдут широкое применение.

С одной стороны, чтобы более целеустремленно и с большим эффектом проводить работы по разработке новых типов тяговых аккумуляторных батарей, а с другой — чтобы ясно представлять, какие типы аккумуляторных электромобилей должны найти применение в первую очередь и какие параметры аккумуляторной батареи сделают возможным и экономически оправданным дальнейшее расширение применения электромобилей, были определены перспективные требуемые параметры аккумуляторных батарей, обеспечивающие достаточно широкое применение различных типов электромобилей в городе.

Поскольку применение электромобилей приобретает практическое значение лишь при условии, что их технико-экономические параметры будут не хуже, чем для однотипных автомобилей, то необходимо определить реально сложившиеся в эксплуатации показатели использования различных типов автомобилей в городе и соответствующие им средние, типичные значения технико-экономических параметров.

Требуемые параметры аккумуляторных батарей для электромобилей - Часть 1. Весовые и объемные параметры

Рис. 19. Уменьшение удельного веса и объема (на 1 кВт·ч) тяговых аккумуляторных батарей в процентах от значений 1900 г.: 1 — удельный вес; 2 — удельный объем.

Изучение городских автомобильных перевозок проводилось на примере Москвы.

Для исследования был выбран следующий ряд автомобилей; широко применяемый в настоящее время:

1) грузовые автомобили на базе легковых автомобилей, которые составляют около 9,5% всех грузовых автомобилей в городе; типичные значения технико-экономических параметров определялись применительно к автомобилю «Москвич-430»;

2) грузовые автомобили грузоподъемностью 0,8 т, которые составляют около 4,0% всех грузовых автомобилей в городе; определение конкретных значении технико-экономических параметров для данного типа автомобилей проводилось на примере автомобиля УАЗ-451;

3) грузовые автомобили грузоподъемностью 2,0 т, модификации (фургоны) автомобиля ГАЗ-51; поскольку в городе автомобили ГАЗ-51 преимущественно используются с кузовом фургон, то ориентировочно можно считать, что автомобили-фургоны грузоподъемностью 2,0 т составляют около 20% всех грузовых автомобилей в городе; расчеты технико-экономических параметров проводились для автомобиля ГАЗ-51 с кузовом ГЗТМ-952;

4) грузовые автомобили грузоподъемностью 6,0 т, более половины которых составляют автомобили МАЗ-205 (3,0% всех грузовых автомобилей в городе); расчеты проводились применительно к автомобилю МАЗ-205;

5) легковые автомобили полной вместимости 5 чел. класса ГАЗ-21 «Волга», которые составляют около 30% всех легковых автомобилей; расчеты проводились применительно к модели ГАЗ-21 «Волга»;

6) автобусы средней вместимости 60 чел., которые составляют большинство автобусов в городе; расчеты проводились применительно к автобусу ЗИЛ-158.