На рис. 72 приводится принципиальная схема неавтоматического прямодействующего торможения, применяемая на трамвайных вагонах.

Схемы пневматического торможения трамвайных вагонов - Часть 1

Рис. 72. Принципиальная схема неавтоматического прямодействующего тормоза.

Как видно из схемы, тормозной кран водителя 8 (кран машиниста) соединяется воздухопроводом с напорной магистралью (ЯМ), тормозной магистралью (ТМ) и шумоглушителем 9. К напорной магистрали присоединены воздушные резервуары 5 с предохранительным клапаном 6, обратный клапан 4, маслоотделитель 3 и двигатель-компрессор 1 со всасывающим фильтром 2.

К тормозной магистрали как на моторном, так и на прицепном вагонах, присоединены тормозные цилиндры 7. Тормозные магистрали моторного и прицепного вагонов соединены между вагонным рукавом 10 с концевыми кранами 11.

Если необходимо затормозить поезд, водитель устанавливает рукоятку тормозного крана водителя на тормозное положение, в котором сжатый воздух из напорной попадает в тормозную магистраль, а так как тормозные цилиндры обоих вагонов соединены с ней, то происходит торможение поезда.

Прямодействующая система торможения основана на том принципе, что сжатый воздух из напорной магистрали на моторном вагоне попадает через тормозной кран водителя в тормозную магистраль и тормозные цилиндры.

При необходимости уменьшить тормозную силу поезда водитель, поворачивая рукоятку тормозного крана, выпускает через шумоглушитель в атмосферу часть сжатого воздуха, уменьшая таким образом давление в тормозной магистрали, а для усиления тормозного эффекта переводит рукоятку крана в другую сторону и повышает давление воздуха в магистрали. Для отторможения поезда водитель при помощи тормозного крана соединяет магистраль через шумоглушитель с атмосферой. Легкое и гибкое управление пневматическим прямодействующим торможением составляет основное преимущество такого вида торможения, вследствие чего прямодействующее торможение находит широкое применение на трамвайных вагонах.