Устройство вентилятора и привода вентилятора системы охлаждения двигателей МеМЗ-968Н и МеМЗ-966Г автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Vasilyev Serge / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0))
Автор фото Vasilyev Serge, CC BY 2.0, через Викисклад.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» является воздушной и осуществляется при помощи осевого нагнетающего вентилятора. Нужное направление потока воздуха создается при помощи дефлектирующих щитков и кожухов.

Направляющий аппарат с помощью шпилек закрепляется на крышке зубчатых распределительных колес.

Привод вентилятора с генератором сделан клиновидным ремнем от шкива на коленвале. Шкив привода вентилятора с крышкой центрифуги составляет единое целое.

Привод обладает непостоянным передаточным числом, которое меняется в диапазоне 1,35—1,42. Причина изменения передаточного числа связана с конструктивными особенностями натяжителя ремня вентилятора.

Натяжение ремня по мере его вытягивания происходит за счет перестановки шайб и увеличения рабочего радиуса шкива вентилятора.

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н: 8 — Внутренняя половинка шкива; 9 — Наружная половинка шкива; 10 — Болт крепления генератора к направляющему аппарату; 11 — Генератор; 12 — Колесо вентилятора; 13 — Аппарат направляющий.

Осевой вентилятор системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н состоит из отлитого вместе с лопатками направляющего аппарата 13, где проточена постель установки генератора 11. К направляющему аппарату генератор 11 крепится тремя болтами 10.

На первом конце вала генератора с помощью шпонки посажена ступица 3 шкива вентилятора, на втором конце на шпонке поставлено рабочее колесо 12, которое закреплено с усилием затяжки 55—70 Н·м (5,5—7 кгс·м) гайкой.

Частота вращения рабочего колеса вентилятора составляет до 6200 мин-1 (об/мин). Колесо балансируется статически с точностью 4 г·см для устранения вибрации при работе.

Между направляющим аппаратом и рабочим колесом радиальный зазор равен 0,400—0,585 мм.

При установке и снятии генератора или рабочего колеса запрещается нажимать на вал генератора, потому что так можно повредить обмотки генератора и подшипники. Рабочее колесо снимать нужно съемником, а при установке упереть в упор свободный конец вала.

Съемник колеса вентилятора системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Съемник колеса вентилятора системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н: 12 — Колесо вентилятора; 14 — Вороток; 15 — Винт; 16 — Втулка с маховиком; 17 — Лапка.

Под напором воздух подается под кожух вентилятора и посредством дефлекторов направляется на масляный радиатор, на оребренные поверхности головок цилиндров и самих цилиндров.

Посредством стенок цилиндров и головки цилиндров отводится основная часть тепла, которое ДВС МеМЗ-968Н выделяет при работе. Небольшое количество тепла отводится по поршню в масло, а затем через стенки картера в атмосферу. В масляном радиаторе масло охлаждается довольно интенсивно.

Отводимое при охлаждении тепло невозможно превратить в механическую работу. А даже, наоборот, с целью улучшить теплоотдачу нужно затратить около 3 л. с. полезной мощности двигателя автомобиля на работу вентилятора (при его работе на максимально возможных оборотах).

Через головки цилиндров нужно продувать самый большой объем воздуха, нагнетаемого вентилятором — примерно, 55% его объема, через масляный радиатор — до 10%, а через цилиндры — примерно, 35%. Это нужно для того, чтобы поддерживался удовлетворительный коэффициента наполнения и, как следствие, мощность двигателя.

Замер температуры головок цилиндров осуществляется под свечами. Она не должна быть больше 240° С при распределении объема охлаждающего воздуха, который указан. Это распределение охлаждающего воздуха было получено путем расчета и проверено при испытаниях двигателя. Переделки заводских деталей и узлов системы охлаждения двигателя автомобиля ЗАЗ-968М не допускаются. Иначе двигатель выйдет из строя вследствие нарушения теплового баланса.

Шкив привода вентилятора состоит из внутренней 8 и наружной 9 половинок шкива и ступицы 3.

Между половинками шкива стоят регулировочные шайбы 2, имеющие толщину 0,5 мм. Они служат для регулирования натяжения ремня вентилятора. Зажим половинок шкива происходит усилием 55—70 Н·м (5,5—7 кгс·м) гайкой 6 через нажимной колпачок 4. По мере вытягивания ремня, происходящее в период эксплуатации, его натяжение восстанавливается методом перестановки регулировочных шайб. Рабочий диаметр шкива при этом увеличивается и, как следствие, увеличивается и натяжение ремня (при перестановке одной шайбы на наружную сторону половинки шкива с внутренней длина ремня увеличивается примерно на 2,6 мм).

Наилучший прогиб ремня составляет 15—22 мм, при этом приложенное к середине ремня между шкивами усилие должно составлять 40 Н (4 кгс).

Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора: 1 — Ремень; 2 — Регулировочная шайба; 3 — Ступица шкива; 4 — Нажимной колпачок; 5 — Пружинная шайба; 6 — Гайка; 7 — Шпонка; 8 — Внутренняя половинка шкива; 9 — Наружная половинка шкива.

Из-за того, что надставка воздуховода (см. рисунок ниже) затрудняет доступ к шкиву вентилятора с целью регулировки и проверки натяжения ремня вентилятора, при обслуживании надставку надо снимать. Крепление надставки к панели кузова осуществляется болтами.

Расположение надставки воздуховода в автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец

Расположение надставки воздуховода в автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец».

Вентилятор системы охлаждения двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005

Вентилятор системы охлаждения двигателя МеМЗ-966Г с генератором в сборе аналогичен по конструкции вентилятору системы охлаждения двигателя МеМЗ-968Н.

Вентилятор двигателя МеМЗ-966Г отличается от вентилятора двигателя МеМЗ-968Н направляющим аппаратом, половинками 23, 24 (см. рисунок ниже) ведомого шкива и его креплением.

Вентилятор системы охлаждения двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец в сборе с генератором

Вентилятор системы охлаждения двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» в сборе с генератором: 22 — Направляющий аппарат; 23 — Задняя половинка шкива; 24 — Передняя половинка шкива; 25 — Шайбы регулировочные; 27 — Гайка; 28 — Шпонка; 29 — Нажимной колпачок; 30 — Колесо вентилятора; 31 — Генератор; 32 — Пучок проводов от генератора; 33 — Болт кропления генератора; 34 — Лента стяжная; 35 — Болт стяжной ленты; 36 — Крышка распределительных зубчатых колес.

Направляющий аппарат двигателя МеМЗ-966Г крепится к крышке 36 стяжной лентой 34. Остальные детали взаимозаменяемы.

Регулировка натяжения ремня производится так же, как и в двигателе МеМЗ-968.

Спецдорога реконструкция улично дорожной сети.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.