В коробке передач установлен специальный механизм-синхронизатор, который служит для плавного и безударного переключения второй и третьей передач.

Уравнивание скоростей вращения ведущего и ведомого (вторичного) валов коробки передач происходит при помощи специальных блокирующих колец, имеющих зубчатый венец и внутреннюю конусную поверхность. Конструкция коробки передач показана на рис. 63 и рис. 64.

Сцепление, коробка передач и карданный вал автомобиля Москвич - Часть 3. Устройство коробки передач.

Рис. 64. Коробки передач поперечный разрез: 1 — картер; 2 — боковая крышка, 3 — вилка перемещения муфты синхронизатора; 4 — рычаг переключения второй, а также третьей передач; 5 — валик; в — промежуточный вал; 17 — сливная пробка; 8 — игольчатый подшипник; 9 — ось промежуточного зала; 10 — контрольная пробка; 11 — муфта синхронизатора; 12 — вал привода спидометра.

При перемещении муфты переключения по зубьям ступицы из нейтрального положения влево или вправо, в ту же сторону сдвигаются сухари в пазах ступицы и, упираясь своими торцами в блокирующие кольца, прижимают их внутренними конусными поверхностями к таким же наружным конусным поверхностям на ведущем валу или на шестерне второй передачи ведомого вала.

В результате возникающих при этом сил трения происходит уравнивание скоростей вращения ведущего, а также ведомого валов, и муфта, перемещаясь по зубьям ступицы, входит без ударов в зацепление вначале с зубьями венца, блокирующего кольца, а затем и с зубьями венца на ведущем валу или на шестерне второй передачи.

Вследствие того, что коробка передач крепится к днищу кузова автомобиля, а задний мост подвешен к кузову на рессорах, ось ведомого вала коробки передач не совпадает с осью ведущего вала заднего моста, причем угол между этими валами при движении автомобиля все время меняется.

Обслуживание сцепления надо начинать с проверки величины свободного хода педали сцепления. Величина свободного хода педали должна быть 24—30 мм. Меньшие величины свободного хода вызовут при работе двигателя трение графитового подшипника о пяту отжимных рычагов и быстрый выход графитового кольца (подпятника) из строя.

При отсутствии свободного хода педали происходит уменьшение нажатия нажимного диска сцепления на накладки фрикционные ведомого диска. В результате этого начинает происходить так называемое пробуксовывание сцепления. Постоянное пробуксовывание очень быстро выводит сцепление из строя.

Увеличение свободного хода педали может привести к неполному выключению сцепления и затруднениям при переключении передач.