Сцепление автомобиля предназначено для того, чтобы в необходимых случаях (переключение передач, торможение и пр.) водитель мог быстро отключить двигатель от задних колес автомобиля.

Механизм сцепления смонтирован на маховике двигателя (рис. 60). В штампованном кожухе 8 сцепления помещен чугунный нажимной диск 6, нажимные пружины 9 и отжимные рычаги 14, с укрепленной чугунной пятой 10 на их концах. На пяту при выключении сцепления нажимает графитовое кольцо 11 (подпятник) выжимного подшипника, которое запрессовано в гнездо вилки выключения сцепления. Вилка выключения соединена системой рычагов с педалью сцепления (рис. 61).

Сцепление, коробка передач и карданный вал автомобиля Москвич - Часть 1. Схема привода.

Рис. 60. Механизм сцепления: 1 — нижняя часть картера сцепления; пункт 2 — маховик; 3 — накладки фрикционные диска ведомого; 4 — ступица ведомого диска; 5 — амортизирующая, пружина; 6 — нажимной диск; 7 — сцепления картер; 8 — сцепления кожух, 9 — пружина нажимная; 10 — пята отжимных рычагов, 11 — выжимной подшипник (подпятник); 12— фасонная гайка; 13 — ось отжимного рычага; 14 — отжимной рычаг; 15 — регулировочный палец.

Ведомый диск сцепления укреплен на ведущем (первичном) залу коробки передач; его фрикционные накладки зажаты между поверхностью маховика и нажимным диском усилием пружин 9 (см. рис. 60).

Сцепление, коробка передач и карданный вал автомобиля Москвич - Часть 1. Схема привода.

Рис. 61. Схема привода от педали к выжимному подшипнику сцепления: 1 — выжимной подшипник (подпятник); 2 — вилка выключения сцепления; 7 — шаровой опорный палеи, вилки; 4 — стяжной болт; 5 — регулировочный полый винт; 6 — педаль сцепления; 7 — соединительная цепочка; 8 — возвратная пружина; 9 — толкающий шток; 10 — валик вилки выключения сцепления.

При надавливании на педаль сцепления нажимной диск несколько перемещается назад и освобождает ведомый диск.

К картеру сцепления и днищу кузова крепится болтами коробка передач, предназначенная для увеличения тягового усилия на задних колесах автомобиля. Повышенное тяговое усилие необходимо при движении по дорогам с большим сопротивлением движению, а также для трогания с места и разгона автомобиля.

На валах коробки передач установлены шестерни различного диаметра и с разным количеством зубцов. Шестерни, в зависимости от условия движения могут вводиться в зацепление на ходу автомобиля в различных сочетаниях.