Устройство рулевого управления автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец». Регулировка схождения передних колес

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by PaPaKo / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0))
Автор фото PaPaKo, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Рулевое управление автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» состоит из рулевого привода и рулевого механизма.

Рулевой механизм из себя представляет червячную пару (двухгребневый ролик 59 и глобоидальный червяк 57), помещенную в картере 58, изготовленном из алюминиевого сплава. Червяк сужен в средней части и расширяется по краям. Благодаря этому обеспечивается зацепление ролика с червяком не только в его средней части, но и по краям. Червяк 57 установлен в картере на двух роликовых конических подшипниках 56 и соединяется с рулевым валом 9 клеммным шлицевым зажимом, стягиваемым болтом 10 с усилием 3–3,5 кгс·м.

Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 12 – Сошка рулевая; 54 – Стопорная гайка; 55 – Регулировочная пробка; 56 – Подшипники червяка; 57 – Червяк; 58 – Картер; 59 – Ролик вала сошки; 60 – Пробка; 61 – Регулировочный винт; 62, 69, 72, 73 – Гайки; 63 – Опорная шайба; 64 – Крышка; 65 – Компенсационные шайбы; 66, 70, 81 – Болт; 67 – Вал сошки; 68 – Сальник; 71 – Прокладка; 74 – Отверстие; 75 – Вкладыш; 76 – Запорная скоба замка; 77 – Хомут; 78 – Штифт; 79 – Гайка; 80 – Винт; 82 – Упор; 83 – Опорная втулка.

Верхняя часть вала вращается в пластмассовой втулке 83, закрепленной штифтом 78 в алюминиевой опоре 6. Опора крепится болтами 37 к кронштейну 34, приваренному к щиту кузова. Опора и кронштейн имеют овальные отверстия для правильной установки рулевого вала и опоры с трехрычажным переключателем относительно панели приборов и ступицы рулевого колеса соответственно. Место прохода вала через щит кузова герметизируется уплотнителем 31. Рулевой вал снабжен травмобезопасным элементом 8, который при ударе автомобиля о препятствие складывается, предотвращая сдвиг рулевого вала в сторону водителя. На рулевом валу установлена контактная втулка 33 звукового сигнала и втулка с лазом 39 противоугонного устройства.

Крепление трехрычажного переключателя и удлинителя рулевого управления автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Крепление трехрычажного переключателя и удлинителя рулевого управления автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 2 – Переключатель трехрычажный; 3 – Удлинитель; 6 – Опора рулевого вала; 77 – Хомут; 78 – Штифт; 79 – Гайка; 80 – Винт; 81 – Болт; 82 – Упор; 83 – Опорная втулка.

Двухгребневый ролик 59 установлен на радиально-упорном двухрядном шариковом подшипнике на валу сошки. В пазе вала сошки ось ролика закреплена методом электрического расклепывания. Относительно оси червяка геометрическая ось ролика немного смещена. Поэтому с помощью осевого перемещения вала рулевой сошки можно менять боковой зазор в зацеплении ролика и червяка. При среднем положении сошки передаточное число рулевого механизма равно 17.

Вращение вала 67 рулевой сошки автомобиля ЗАЗ-968М осуществляется в двух бронзовых втулках, одна из которых запрессована в картер, а вторая в крышку 64. Вал в картере уплотнен резиновым сальником 68. Крышка 64 тремя болтами крепится к картеру. Между картером и крышкой стоит прокладка. К усилителю кузова картер рулевого механизма прикрепляется с помощью трех болтов 66 и 70.

В рулевом механизме автомобиля ЗАЗ-968М можно при помощи гайки стопорной 54 и регулировочной пробки 55 производить регулировку величины осевого зазора червяка в подшипниках и при помощи гайки 62 и винта 61 производить регулировку величины бокового зазора в зацеплении червяка и ролика.

В состав рулевого колеса 1 входят ступица, целиком облицованная пластмассой, две спицы и стальной металлический обод. В центре ступицы размещена оправа с пластмассовой кнопкой для включения сигнала. Оправа крепится к ступице стопорным кольцом, выступы которого входят в проточку ступицы. Для снятия оправы со ступицы предназначен паз 4 под отвертку. Внутренняя сторона ступицы имеет пазы, в которые входят выступы 7 сбрасывателя переключателя указателей поворотов.

С валом ступица рулевого колеса соединяется с помощью мелких шлицев и закреплена при помощи центральной гайкой 5, имеющей усилие затяжки 3,2–4 кгс·м.

Рулевое управление автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Элементы рулевого управления автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Рулевое управление автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 – Колесо рулевое; 2 – Переключатель трехрычажный; 3 – Удлинитель; 4 – Паз; 5 – Гайка; 6 – Опора рулевого вала; 7 – Выступ, находящийся на кольце сбрасывателя; 8 – Элемент травмобезопасный; 9 – Вал рулевой; 10, 27, 28, 30, 37 – Болт; 11 – Механизм рулевой; 12 – Сошка рулевая; 13 – Левый поворотный кулак; 14 – Левая рулевая тяга; 15 – Поперечная тяга; 16 – Наконечник рулевой тяги; 17 – Рычаг маятниковый; 18 – Правая рулевая тяга; 19 – Правый поворотный кулак; 20 – Ось; 21, 42 – Корончатые гайки; 22 – Специальная упорная шайба; 23 – Стопорная шайба; 24 – Резиновая втулка; 25 – Стопорный штифт; 26 – Кронштейн маятникового рычага; 29, 38 – Гайки; 34 – Кронштейн кузова; 39 – Паз втулки противоугонного устройства; 40 – Запорный стержень замка; 41 – Шплинт; 43 – Защитный чехол; 44 – Упорная шайба; 45 – Проволока; 46 – Наконечник; 47 – Нажимной вкладыш; 48 – Пружина; 49 – Шаровой палец; 50 – Вкладыш; 51 – Уплотнитель; 52 – Стопорное кольцо; 53 – Заглушка.

На опоре 6 рулевого вала автомобиля ЗАЗ-968М установлены: замок зажигания 36 с противоугонным устройством и трехрычажный переключатель 2 с удлинителем 3. Замок зажигания крепится в опоре двумя винтами 35 и подпружиненной запорной скобой 76. Со стороны контактного устройства замок закрыт специальным вкладышем 75, прилив которого входит в отверстие Г опоры. При необходимости снятия замка зажигания следует высверлить прилив вкладыша сверлом диаметром 5 мм, удалить вкладыш, вывернуть винты 35, установить ключ замка в положение «0», чтобы стержень запорный 40 вышел из паза 39 втулки, затем тонкой отверткой по стрелке Д надавить на запорную скобу и, утопив ее, вынуть замок из опоры. Установка замка производится в обратной последовательности, но без вкладыша.

Крепление замка зажигания в автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец

Крепление замка зажигания в автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец»: 35 – Винты; 75 – Вкладыш; 76 – Запорная скоба замка.

Регулировка положения опоры рулевого вала автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Регулировка положения опоры рулевого вала автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 6 – Опора рулевого вала; 31 – Уплотнитель; 32 – Контактная пластина; 33 – Контактная втулка; 34 – Кронштейн кузова; 35 – Винты; 36 – Замок зажигания.

Трехрычажный переключатель крепится на опоре рулевого вала хомутом 77, стягиваемым винтом 81 с гайкой 79. Положение переключателя определяется упором 82 и прорезью, входящей на штифт 78. Удлинитель 3 крепится самонарезным винтом 80 к бобышке гильзы переключателя.

От правильной установки рулевого механизма и опоры рулевого вала ЗАЗ-968М зависит работа всего рулевого управления.

Порядок закрепления узлов следующий:

– закрепить клеммное соединение вала и червяка болтом 10;

– затянуть два болта 70 и проверить зазор между панелью приборов и опорой рулевого вала; при этом болты 37 не должны касаться верхних краев отверстий кронштейна 34; при необходимости установить под один из болтов 70 (между картером и усилителем кузова) регулировочную прокладку 71;

– выбрать шайбами 65 зазор В между кузовом и картером, после чего ввернуть и затянуть болты 66;

– вращая рулевой вал, установить сошку 12 в положение движения прямо и установить рулевое колесо на шлицы вала так, чтобы меньший угол между спицами был направлен вниз и расположен симметрично комбинации приборов; гайку 5 затянуть с усилием 3,5–4 кгс·м; установить оправку с кнопкой звукового сигнала в ступицу пазом 4 вниз;

– опору 6 с закрепленным трехрычажным переключателем установить до упора в ступицу рулевого колеса так, чтобы выступы 7 кольца сбрасывателя указателя поворотов вошли в прорези на ступице; при этом выступ 7 с риской должен быть вверху, а также должен быть обеспечен надежный контакт пластины 32 звукового сигнала со втулкой контактной 33;

– затянуть гайки 38 болтов 37 с усилием 1,4–1,8 кгс·м;

– проверить работу сбрасывателя выключателя указателя поворотов; чтобы это сделать, надо включить указатель поворота в любую сторону, после рулевое колесо повернуть на угол не меньше 90°, а затем вернуть в исходное положение; сбрасыватель должен возвращать рукоятку в среднее положение.

Рулевой привод, который связывает с управляемыми колесами автомобиля ЗАЗ-968М рулевой механизм, состоит из рулевой сошки 12, надетой на мелкие конические шлицы вала 67 и укрепленной гайкой 69, двух боковых тяг — левой 14 и правой 18, маятникового рычага 17 и поперечной тяги 15.

На шлицевом валу и сошке под углом 21° к оси пропущен один из зубов. Это сделано, чтобы исключить неверную установку сошки относительно вала. Гайка 69 затянута с усилием 16–19 кгс·м. Снимать сошку с вала нужно только специальным съемником. Рулевые тяги соединяются с маятниковым рычагом, сошкой и поворотными кулаками при помощи шаровых шарниров одной конструкции. Особенность конструкции шарнира заключается в том, что появляющийся из-за естественного износа зазор между опорными пластмассовыми вкладышами 50 и сферическими поверхностями пальца 49 устраняемся автоматически под действием пружины 48.

Смазывание шарниров при эксплуатации автомобиля ЗАЗ-968М не предусмотрено, но их смазывают при сборке трансмиссионной смазкой. От попадания влаги и грязи шарнир защищен с помощью резинового чехла 43, под который закладывается смазка Литол-24. Чехол уплотняется со стороны пальца шайбой 44, надетой на конус пальца, а со стороны наконечника обжимается вязальной проволокой 45. Уплотнение шарнира со стороны заглушки производится резиновым уплотнителем 51.

Между вкладышами торцовый зазор должен составлять 1,5–2 мм. Этот зазор уменьшается из-за естественного износа вкладышей. Когда вкладыши сожмутся, между головкой пальца и ними появляется зазор. Это говорит о том, что необходимо заменить вкладыши или, если не была потеряна их геометрическая форма, произвести подпиловку их торцов с целью восстановить зазор.

Длину поперечной рулевой тяги можно изменять путем вращения ее в наконечниках, которые имеют резьбы, направленные противоположно. Для этого нужно отпустить предварительно гайки 72 и 73. Гайка правого наконечника имеет левую резьбу. Для удобства вращения трубы на ней выполнены два взаимно перпендикулярных отверстия 74. С помощью изменения длины тяги делают регулировку величины сходимости передних колес автомобиля. Данную величину проверяют при расстоянии 254 миллиметра до опорной плоскости опоры колес от нижней трубы подвески, наконечники линейки при этом должны упираться прямо в среднюю часть выступов боковин шин. Необходимо, чтобы сходимость должна быть такой, что размер Б между шинами сзади был на 1…3 мм больше размера А спереди (Б — А = 1…3 мм).

Регулировка схождения передних колес автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец

Регулировка схождения передних колес автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 13 – Левый поворотный кулак; 14 – Левая рулевая тяга; 15 – Поперечная тяга; 16 – Наконечник рулевой тяги; 17 – Рычаг маятниковый; 18 – Правая рулевая тяга; 72, 73 – Гайки; 74 – Отверстие.

Осью для качания маятникового рычага 17 служит ось 20, установленная в кронштейне 26 на двух конических резиновых втулках 24. Кронштейн крепится болтами 27 к кронштейну, приваренному к оси передней подвески. Маятниковый рычаг фиксируется относительно оси 20 штифтом 15. Фиксация оси во втулках осуществляется путем затяжки гайки 21 через упорные шайбы 23 и стопорную шайбу 22. Гайка стопорится шплинтом. После затяжки гайки усилие для проворачивания маятникового рычага в любую сторону на 30° должно быть в пределах 1–2 кгс·м, а качка его нижнего конца при приложении к нему усилия 30 кг не должна превышать 1–1,5 мм. Доступ к гайке 21 производится через крышку в багажнике. Углы наибольшего поворота колес вправо и влево регулируются ограничительными болтами 28 и 30 с гайками 29.

Поворот вправо ограничивается упором рулевой сошки в болт 30, а поворот влево — упором маятникового рычага в болт 28. Углы наибольшего поворота колес должны быть отрегулированы так, чтобы шина автомобиля не доходила до боковой рулевой тяги примерно на 3 мм.

Техобслуживание рулевого управления автомобиля ЗАЗ-968М состоит в периодической доливке и проверке трансмиссионного масла в картер рулевого механизма, затягивании креплений к кузову картера рулевого механизма, периодической регулировке рулевого механизма, проверке зазоров в шарнирах рулевых тяг и проверке свободного хода рулевого колеса.

Для того, чтобы проверить в картере уровень масла нужно вывернуть болт 66, крепящий картер к брызговику кузова автомобиля. Если масло вытекает, то это означает, что его уровень нормальный. Масло доливают посредством отверстия в крышке картера, которое закрыто пробкой 60. В картер заливается 130 грамм масла.

В случае обнаружения в шарнирах рулевых тяг значительных зазоров нужно изношенные вкладыши заменить или их подпилить.

Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-968М в регулировке не нуждается, если рулевое колесо имеет свободный ход при езде по прямой не более 35 мм, или при измерении угла на ободе примерно 10°. Если после подтяжки ослабевших соединений остается большой свободный ход, то это говорит о необходимости отрегулировать рулевой механизм.

Чтобы выполнить регулировку осевого зазора червяка нужно отпустить стопорную гайку 54 и выполнить вращение регулировочной пробки 55, пока рулевое колесо не станет свободно вращаться (у колеса при этом не должно быть заметного осевого зазора). После этого затягивают стопорную гайку, придерживая ключом пробку.

Чтобы выполнить регулировку бокового зазора, который находится в зацеплении ролика и червяка, рулевые тяги отсоединяют от сошки, устанавливают в среднее положение вал сошки (соответствует прямолинейному движению «Запорожца») и стопорную гайку 62 у регулировочного винта 61 отпускают. Вращая винт отверткой по часовой стрелке, выполняют регулировку зацепления червяком с ролика, добиваясь, чтобы зазор в среднем положении отсутствовал.

Сошка при рулевом механизме ЗАЗ-968М, отрегулированном правильно, в случае ее покачивания за нижний конец не должна иметь никакого перемещения, а рулевое колесо поворачиваться должно абсолютно свободно, без ощутимого сопротивления. После выполнения регулировки стопорную гайку затягивают, удерживая винт отверткой от проворачивания, и снова проверяют насколько легко вращается рулевое колесо.

https://homesklad.ru/vremennoe-khranenie-veshchey/
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.