Ступицы передних колес на подшипниках не должны иметь повышенного люфта (качки). Чтобы проверить это, приложите, как показано на рис. 53, палец одной руки к зазору между краем отверстия ступицы 5 и упорной шайбой 3 наружного подшипника 1, а другой рукой, взявшись за шину (при снятом колесе — за тормозной барабан), покачайте ступицу в поперечном направлении (рис. 54), не вращая ее при этом на подшипниках. Люфт ступицы на подшипниках легко определить по наличию качки края ступицы относительно неподвижной шайбы подшипника. Значительный люфт или ощутимые стуки ступицы на подшипниках указывают на необходимость регулирования подшипников колеса.

Для контроля состояния подшипников передних колес без снятия ступицы следует с силой повернуть колесо. При быстром вращении колеса в подшипниках не должно быть слышно сильного шума, скрипа, потрескивания и т. п., а при медленном вращении колеса пальцами руки не должно ощущаться изменяющегося сопротивления вращению.

Рулевое управление и передний мост автомобиля Москвич - Часть 5. Проверка затяжки подшипников колес.

Рис. 54. Проверка затяжки подшипников переднего колеса.

Если будут выявлены указанные выше признаки, сопровождающие разрушение подшипников, необходимо снять ступицу колеса с цапфы, промыть в керосине и осмотреть состояние подшипников (шариков, сепараторов и обойм).

Трещины на внутренней и наружной стальных обоймах подшипников или сколы шариков обычно являются следствием чрезмерной затяжки гайки, крепящей ступицу. Подпятники с такими дефектами необходимо заменять.

Следует заменять также подшипники, у которых на корпусе обоймы имеется трещина или на рабочей части обоймы — канавке, по которой происходит качение шариков, неравномерный износ: поверхность неровная, в раковинках. Происходит это обычно при качке ступицы на подшипниках из-за недостаточной затяжки гайки. Если нет запасного подшипника, можно временно применить такую обойму и доехать до места стоянки, где заменить дефектную обойму, а еще лучше весь подшипник.

Проверив величину люфта передних колес на подшипниках, необходимо убедиться в том, что на поверхности цилиндров передней подвески нет следов подтекания амортизаторной жидкости. Большое значение имеет герметичность сальника, запрессованного в отверстие задней головки цилиндра подвески, а также герметичность уплотнительной прокладки под крышкой задней головки цилиндра. Незначительное просачивание жидкости через сальник можно не устранять. Прокладку под крышкой, пропускающую жидкость, надо заменить, если подтяжка болтов, крепящих крышку, не устранит подтекания.

После того как вы осмотрите остальные детали подвески (переднюю балку, рычаги подвески, ограничители хода рычагов) и убедитесь в отсутствии на их поверхности трещин и изломов, перейдите к проверке крепления двигателя на балке передней подвески. Болты, крепящие лапы двигателя, должны быть затянуты, на поверхности резиновых подушек не должно быть значительных разрушений.

Вслед за этим осмотрите картер двигателя. На поверхности его не должно быть глубоких вмятин и трещин, а также следов подтекания масла. Подтяните винты, крепящие картер и крышку распределительных шестерен двигателя; проверьте надежность крепления сливной пробки картера.