В условиях работы тяговых двигателей на трамвайных вагонах, где рабочее напряжение не превосходит 600 В, под которым работает изоляция, основным видом разрушения ее является старение.

Поэтому основными причинами повреждения изоляции обмоток тяговых двигателей и вспомогательных машин является ухудшение состояния изоляции под влиянием переменной влажности воздуха, рабочих нагревов, химически активных веществ (масло, смазки) и других физико-химических реагентов.

Для повышения влагостойкости механической и электрической прочности изоляции обмоток последние пропитывают изоляционными лаками или компаундируют.

Для пропитки обмоток электрических машин применяются электроизоляционные лаки на битумно-масляной основе (лаки №№ 458, 447, 460 по номенклатуре МХП СССР, ГОСТ 6244—52).

Для лакировки обмоток употребляют электроизоляционные покровные лаки №№ 462п, 1201, 1154 и пр.

Клеящие лаки бывают: глифталевые, бакелитовые, кремневые, органические. №№ 441, 462к и др.

В табл. 105 приведены данные о лаках, применяющихся для обмоток электрических машин.

Пропиточные лаки должны быть определенной консистенции, поэтому перед пропиткой их разбавляют бензином, бензолом, толуолом и т. д.

Количество разбавителя можно определить по формуле:

Пропитка, компаундировка и сушка изоляции тяговых двигателей - Часть 1

Где: XР — количество разбавителя в кг;

H — рабочая высота пропиточного бака в см;

A — количество лака, приходящегося на 1 см высоты пропиточного бака, б кг;

γ2 — удельный вес разбавителя;

γ1 — удельный вес лака в баке;

B1 — содержание нелетучих веществ лака в баке в % по весу;

B2 — желаемое содержание нелетучих веществ после разбавления в % по весу.

Количество свежего лака, необходимого для пополнения пропиточного бака до нормального уровня, определяется по формуле:

Пропитка, компаундировка и сушка изоляции тяговых двигателей - Часть 1

Где: XЛ — количество свежего лака в кг;

γ3 — удельный вес свежего лака;

B3 — содержание нелетучих веществ в свежем лаке в % по весу.