Принципиальная схема перспективного автомобиля, точнее электромобиля на топливных элементах, представлена на рис. 27. Как видно из этого рисунка, электромобиль на топливных элементах имеет много общего с аккумуляторным электромобилем. В частности, общая компоновка автомобиля, тяговый электродвигатель, привод к колесам и т. п. могут быть для обоих типов электромобилей одинаковыми.

В 1960 г. в автомобильной технической литературе появилось сообщение о постройке фирмой Allis—Chalmers (США) опытного образца колесного трактора на топливных элементах с мощностью силовой установки в 15 кВт. В сообщениях указывалось, что топливом для элементов служит пропан. В последующем оказалось, что в действительности на этом тракторе в качестве топлива использовался не пропан, а водород. Однако важен был самый факт появления опытного образца трактора на топливных элементах, т. е. колесной машины, близкой по ряду параметров к автомобилю.

В последующем в зарубежной периодической печати стали все чаще появляться как отдельные заметки, так и большие статьи по вопросу перспективности применения электромобилей на топливных элементах. В 1966 г. появились сообщения о постройке той же фирмой Allis—Chalmers опытного образца небольшого трехколесного легкового электромобиля с мощностью батареи топливных элементов 3 кВт.

Перспективы применения топливных элементов электромобилей - Часть 1. Схема электромобиля

Рис. 27. Схема электромобиля на топливных элементах: 1 — батарея топливных элементов; 2 — силовая электропроводка; 3 — система регулирования тягового электродвигателя; 4 — тяговый электродвигатель; 5 — карданный вал; 6 — задний мост; 7 — топливный трубопровод; 8 — топливный бак

Чем же вызвано такое большое внимание к возможности применения топливных элементов на автомобилях?

Объясняется это тем, что применение топливных элементов позволяет устранить недостатки современных аккумуляторных электромобилей и, прежде всего, значительно увеличить запас хода электромобиля. Дело в том, что между топливными элементами и аккумуляторами существует принципиальное различие, которое заключается в следующем: в аккумуляторе энергия, которая может быть от него получена, запасается в нем самом, в то время как топливный элемент является преобразователем энергии, и в этом отношении он аналогичен автомобильному двигателю внутреннего сгорания.