015Из трех возможных типов открытых корпусов легковых автомобилей наиболее распространен корпус типа а, состоящий из пола, боковых стенок, передней и задней стенок. Остальные типы открытых кузовов, т. е. без передней и задней стенок или без боковых стенок, редко применяются в легковых автомобилях.

Конструктивно возможны два типа открытых корпусов легковых автомобилей без крыши (рис. 317). Корпуса обоих типов состоят из пола, передней и задней стенок, а отличаются, несмотря на кажущуюся большую разницу, только высотой h боковой стенки.

В обоих типах открытых корпусов, рассчитанных на одинаковые типы подвесок, силы от подвески передаются через переднюю A—B—B’—A’ и заднюю F—Е—Е’—F’ стенки. Возможны три основных способа передачи сил от подвески на эти стенки: опорой, обладающей жесткостью на кручение (рис. 318); стенками крыла с укосинами (рис. 319); крылом с развитыми горизонтальными стенками (рис. 320).

Для восприятия вертикальных и продольных нагрузок достаточно наличие вертикальных элементов балок рамы или крыльев, жестких в своей плоскости. Однако жесткость этих элементов недостаточна для действия сил, перпендикулярных к их поверхности. Поэтому для восприятия этими элементами боковых нагрузок нужны дополнительные усиления элементов, схематично показанные на рис. 318 и 320 (поперечные стенки балок рамы, укосины или горизонтальные стенки крыла).

Основные типы открытых корпусов легковых автомобилей без крыши

Рис. 317. Основные типы открытых корпусов легковых автомобилей без крыши: a — с боковой стенкой в виде рамы; b — с боковой стенкой в виде порога.

Восприятие сил передней стенкой-перегородкой с помощью жестких на кручение опор

Рис. 318. Восприятие сил передней стенкой-перегородкой с помощью жестких на кручение опор: A — нагрузка опоры; b — вертикальная нагрузка; c — продольная нагрузка; d — боковая нагрузка

В случае вертикальных нагрузок RP в стенке-перегородке А—В—В’—А’ возникают реакции Z и XZ (в кгс):

Открытые корпуса легковых автомобилей

Восприятие сил передней стенкой-перегородкой с помощью стенки крыла с укосинами

Рис. 319. Восприятие сил передней стенкой-перегородкой с помощью стенки крыла с укосинами: A — полная нагрузка; b — вертикальная нагрузка; c — продольная нагрузка; d — боковая нагрузка.