093Наиболее целесообразно использовать для остекления кузова гнутые стекла, так как при этом облегчается изготовление штампуемых деталей в связи с отсутствием переходов от сферических поверхностей к плоским. Кроме того, гнутые стекла обладают большей прочностью при действии нормальных сил, аналогично издавна известной строительной арке. Это позволяет применять стекла меньшей толщины, а, следовательно, более экономично.

Наибольшей прочностью обладают сферические стекла, что с учетом аэродинамических преимуществ и из соображений улучшения обзорности, технологии обработки кромок проемов и увеличения внутреннего помещения определило широкое применение этих стекол для передних и задних окон, а в настоящее время все чаще — и для боковых. Глухие окна снабжены соответствующей формы уплотнителями оконного проема (рис. 576). Герметичность проема обеспечивается плотным прилеганием резины к стеклу.

Узел управления кабины Ergomatic

Рис. 573. Узел управления кабины «Ergomatic».

Узел управления автобуса Berliet PR 100

Рис. 674. Узел управления автобуса Berliet PR 100.

Узел управления (проект) грузового автомобиля Star 200 с кабиной IWP/FSC-633

Рис. 575. Узел управления (проект) грузового автомобиля «Star 200» с кабиной IWP/FSC-633.

Крепления глухих окон

Рис. 576. Крепления глухих окон.

Открывающиеся окна автобусов

Рис. 577. Открывающиеся окна автобусов.

Опускное окно легкового автомобиля

Рис. 578. Опускное окно легкового автомобиля.

Легче всего это прилегание достигается при использовании декоративного профиля, закрепляющего уплотнитель после установки стекла. Для обеспечения полной герметичности поверхности прилегания уплотнители смазывают клеем.

Открывающиеся окна применяются в качестве боковых в городских автобусах, а также в дверях легковых автомобилей и кабин грузовых автомобилей. Автобусные окна (рис. 577), как правило, выполняют раздвижными, отклоняющимися или частично опускающимися. Целиком стекла опускающимися не выполняют, так как они имеют большие размеры и вес, что потребует сложных механизмов подъема и рассечения важных в отношении прочности подоконных балок. Раздвижное наполовину окно часто применяют в дверях, толщина которых недостаточна для размещения стекла и механизма подъема.

Преломление световых лучей

Рис. 579. Преломление световых лучей: O — наблюдаемая точка предмета; I1 — первичное изображение; I2 — вторичное изображение; d — первичное отклонение; s — угол расхождения изображений.

Окна легковых автомобилей чаще всего являются опускными (рис. 578). У многих легковых автомобилей в боковых окнах имеются еще так называемые дефлекторы, т. е. вспомогательные поворотные форточки. При установке дефлекторов улучшается вентиляция кузова. Однако дефлекторы получили плохую славу из-за того, что при их наличии облегчается проникновение внутрь кузова. В связи с этим некоторые заводы отказываются от использования дефлекторов, другие же разработали специальные винтовые механизмы открывания дефлекторов, недоступные снаружи.

Проектируя остекление кузова, следует в первую очередь учитывать безопасность и эксплуатационные качества, использование поляризующих оболочек, затем вес стекла и только в конце архитектуру. При выборе формы стекла следует принимать во внимание явления преломления лучей (рис. 579).