056Роль грузового транспорта в системе обслуживания трамвайных предприятий, организаций городских грузовых перевозок, а также механизации трудоемких работ на городском электротранспорте является значительной.

Грузовые перевозки по трамвайным путям производятся как в часы перерыва пассажирского движения, так и одновременно с ним.

Скорость движения грузовых поездов должна быть равна скорости движения пассажирских вагонов, и для грузообразующих точек, расположенных на путях с пассажирским движением, необходимо устраивать специальные отводные пути для погрузочно-разгрузочных работ.

Грузовые перевозки на сетях трамвая выполняются:

1) подвижным составом трамвайного типа, когда грузовой поезд состоит из моторного и прицепных вагонов, имеющих трамвайные ходовые части и электрическое оборудование;

2) электровозами, перемещающими товарные железнодорожные вагоны. В этом случае требуется организация совмещенного движения трамвайного и железнодорожного подвижного составов. Однако при этом сокращаются складочные площади на товарных станциях и уменьшаются погрузочно-разгрузочные работы;

3) электровозами, перемещающими трамвайные прицепные вагоны.

Главными видами грузов, перевозимых трамваем, являются строительные материалы, топливо, продовольственные товары и собственные грузы трамвайных предприятий.

Грузооборот одного поезда в год определяется из следующего расчета:

Особенности организации грузовых перевозок трамвая

Где: N — количество ездок в год;

P — грузоподъемность поезда в т;

KM — коэффициент использования тоннажа.

Величину N в свою очередь можно определить по формуле:

Особенности организации грузовых перевозок трамвая

Где: KБ — коэффициент использования пробега;

V — техническая скорость в км/час;

T2 — число часов работы поезда в год;

I — среднее расстояние перевозок в км;

TO — простой под нагрузкой и разгрузкой в час.

Управление грузовыми перевозками сосредоточивается в отдельной грузовой службе либо в специальном грузовом депо, на грузовом участке при пассажирском депо или в одной из основных служб предприятия.

Оформления работы грузового подвижного состава и учет работы электропоездов производятся по специальным путевым листам.

Система работы грузовых поездов отвечает всем правилам движения пассажирских трамвайных поездов, т. е. они имеют освещаемые лобовые вывески и сигнальные фонари. Грузовые поезда, не имеющие воздушного привода к механическому тормозу и не оборудованные устройствами для автоматического затормаживания вагонов при обрыве сцепных приборов, должны иметь на каждом промежуточном прицепном вагоне тормозильщика. На последнем вагоне грузового поезда необходим проводник.