089Последним из основных и важнейшим элементом оборудования кузова являются сиденья. Основы эргономики сиденья водителя и пассажира были оговорены выше.

В соответствии с принципами эргономики сиденья делят на рабочие и пассажирские. Конструкция рабочего сиденья водителя зависит от назначения автомобиля и характера работы водителя. Конструкция сиденья пассажиров зависит только от времени движения.

Основные применяемые типы сидений (рис. 587) выполняются с металлическим пружинным каркасом (рис. 587, a) либо без пружин (рис. 587, b). Металлический пружинный каркас, покрытый слоем жесткого материала, а затем верхней подушкой, выполненной из синтетических материалов и обшитой хлопчатобумажной тканью или кожзаменителем, является наиболее распространенной конструкцией.

Пружины могут быть разного типа: цилиндрические сжатия, плетеные, зигзагообразные, цилиндрические растяжения.

Использование искусственных материалов обеспечило получение необходимой упругости подушек без пружин. Сиденье с подушками без пружин 5 является конструкцией, обеспечивающей сокращение объема работ за счет экономии на сборке. Прочность искусственных материалов позволяет использовать их как упругие элементы, работающие на растяжение. Сиденья с лентами из губчатой резины 6 или губчатой резины на полужестком основании 7 применяются в тех случаях, когда важны легкость конструкции и экономия материала. Хорошее сиденье получается также при дополнении эластичной подушки из искусственных материалов жесткой рамкой 9. При этом уменьшается расход материала.

В кузовах городских автобусов возможны жесткие сиденья 8 из пластмасс или алюминиевого листа. Очень важным элементом сидений является их обивка. К сожалению, еще не всякая обивка из искусственных материалов обеспечивает воздухо — и паропроницаемость сиденья. Если поливинилхлорид имеет гладкую, сплошную наружную поверхность, то для предупреждения отпотевания необходимы дополнительные чехлы из плетенки жесткого волокна с редким переплетением.

Внешняя форма сидений описанных выше конструкций может быть самая разнообразная, но основные размеры их не могут значительно отличаться. В отношении размеров и формы сиденья существует ряд нормативов и рекомендаций (рис. 588).

Основные типы сидений

Рис. 587 — Основные типы сидений: a — с металлическим пружинным каркасом; b — с каркасом без пружин; 1 — с цилиндрическими пружинами сжатия; 2 — с плетеными пружинами; 3 — с зигзагообразными пружинами; 4 — с цилиндрическими пружинами растяжения; 5 — с подушкой из губчатой резины; 6 — с жестким каркасом и лентами из губчатой резины на эластичном основании; 7 — с губчатой резиной на полужестком основании; 8 — жесткое; 9 — с эластичной подушкой в жесткой рамке.

Размеры автомобильного сиденья по VDA

Ряс. 588. Размеры автомобильного сиденья по VDA (Verein Deutscher Automobilindustne).