026В дизелях по сравнению с карбюраторными двигателями сильно затруднена смазка трущихся поверхностей: малые зазоры и высокие давления требуют расширения размеров площадей трения и утяжеляют создание хорошей смазки даже такими маслами, как авиационное в смеси с более жидким машинным. Для дизелей необходимы специальные дизельные масла.

Пуск двигателя Дизеля весьма затруднителен, особенно в зимних условиях: большие давления (степени сжатия) не допускают ручного пуска, и к аккумуляторам предъявляются повышенные требования.

Для запуска дизеля на тракторе ЧГЗ ставится специальный пусковой бензиновый двигатель (мощностью до 20 л. с.). В зимних условиях, кроме того, ухудшается работа топливной аппаратуры из-за загустевания топлива и замерзания воды, попадающей в топливную систему.

Развитые трущиеся поверхности и сравнительно густое масло (жидкое выдавливается) приводят зимой к склеиванию деталей; во избежание порчи аккумуляторной батареи для запуска дизеля на морозе требуется предварительный прогрев масла или заливка горячей воды в систему охлаждения.

Недостатки дизеля, по сравнению с карбюраторными двигателями, задерживают их распространение.

В табл. 13 приведены технические данные по некоторым автотракторным дизелям.

Таблица 13

Марка двигателя

Назна- чение

Число цилин- дров

Ход поршня и диаметр цилиндра, мм

Литраж, л

Макс. мощность и соответ- ствующие ей обороты

Литровая мощность

Мин. расход топлива, г/л. с./час

ЗИС-Д-7

Автомобиль ЗИС-5

6

100×130

6,6

96×2200

14,5

200

ХТЗ-Д-8

Трактор СХТЗ

4

115×152

6,28

54×1250

8,58

220

ЧТЗ-М-17

Трактор ЧТЗ

4

145×205

13,5

75×850

5,55

206