Устройство шатунов, поршней, поршневых колец и цилиндров двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»

Автомобиль Запорожец ЗАЗ-968М (photo by Vasilyev Serge / commons.wikimedia.org / CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0))
Автор фото Vasilyev Serge, CC BY 2.0, через Викисклад.

Шатуны двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» являются коваными, стальными и у них двутавровое сечение. Бронзовая втулка 6 запрессована в верхнюю головку шатуна. Маркировка шатуна у головки происходит цветовым индексом, который соответствует определенному диаметру втулки. Во втулке и головке шатуна просверливается совместно канал, который предназначен для подведения смазки прямо к поверхности трения поршневого пальца.

Устройство шатунов, поршней и цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — см. здесь.

У шатуна его нижняя головка является разъемной и у нее есть тонкостенные вкладыши 12. Растачивание шатуна и крышки 5 нижней головки осуществляется совместно, центрирование происходит болтами 11, у которых стержни являются шлифованными. Изготовление болтов высокой точности происходит из легированной стали, они также имеют термическую обработку. Заменять крышку нижней головки шатуна и сам шатун надо в комплекте.

Когда происходит сборка крышки со стержнем шатуна, должно быть так, чтобы цифры на приливах, которые располагаются у разъема нижней головки и определяют номер цилиндра, находились с одной стороны. В процессе сборки гайки 4 болтов 11 надо затягивать усилием около 3,6—4,0 кгс·м, а затем стопорить гайками 3 с поворотом, примерно, на 1,5—2 грани после того, как произойдет соприкосновение с основными гайками.

У нижней головки шатуна двигателя МеМЗ-966Г есть подшипник, который представляет из себя два тонкостенных биметаллических вкладыша 12, являющихся взаимозаменяемыми. С целью предупредить осевое перемещение и провертывание осуществляется фиксирование вкладышей выступами, входящими в гнезда, которые есть в теле и крышке шатуна. Вкладыш из биметаллического материала обладает толщиной 1,75-0,013-0,022 миллиметра.

Шатуны, поршни, поршневые кольца и цилиндры двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Шатуны, поршни, поршневые кольца и цилиндры двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»: 1 — Цилиндр; 2 — Прокладка под цилиндр; 3 — Гайка стопорная; 4 — Гайка болта крышки шатуна; 5 — Крышка шатуна; 6 — Втулка шатуна; 7 — Кольцо стопорное пальца поршневого; 8 — Палец поршневой; 9 — Поршень; 10 — Шатун; 11 — Болт крышки шатуна; 12 — Вкладыш нижней головки шатуна; 13 — Диск маслосъемного кольца; 14 — Нижнее поршневое компрессионное кольцо; 15 — Верхнее поршневое компрессионное кольцо; 16 — Расширитель осевой; 17 — Расширитель радиальный.

Поршни 9 двигателя автомобиля ЗАЗ-968М-005 производят из алюминиевого жаропрочного сплава. Они луженые и у них форма днища вогнутая. На головке поршня методом протачивания выполнены три канавки для поршневых колец: две верхние канавки предназначены для компрессионных колец, нижняя канавка предназначена для маслосъемного стального кольца.

У поршня есть юбка, имеющая форму усеченного конуса. Его наибольшее основание находится у нижнего края юбки. Юбка в поперечном сечении обладает формой эллипса, при этом разность между большой осью и малой осью равна 0,25 миллиметра.

С целю обеспечить между поршнем и цилиндром монтажный зазор в пределах 0,05—0,07 миллиметров поршни надо подбирать по цилиндрам в соответствии их размерным группам.

Группы имеют буквенный индекс (А, Б, В), который можно найти на днище поршня.

Цветовой индекс группы Буквенный индекс группы Диаметр
Цилиндра Поршня
Красный А 71,99—72,00 мм 71,93—71,94 мм
Желтый Б 72,00—72,01 мм 71,94—71,95 мм
Зеленый В 72,01—72,02 мм 71,95—71,96 мм

Зазор, который указан, дает гарантию нормальной работы двигателя МеМЗ-966Г при наибольшей тепловой нагрузке.

Для того, чтобы уменьшить шум и убрать стук поршня о стенки цилиндра в момент прохождения мертвых точек на холодном двигателе автомобиля ЗАЗ-968М-005, отверстие под поршневой палец имеет смещенную ось на 1,5 миллиметра. Смещение сделано по отношению к продольной плоскости симметрии поршня ДВС в сторону, которая является противоположной вращению коленвала.

Расположение замков поршневых колец двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Чтобы правильно расположить поршень при установке его на двигатель, на днище поршня имеется специальная стрелка, которая должно быть направлена в сторону вентилятора.

В соответствии с диаметром отверстия под палец поршни имеют сортировку на четыре группы. Номер группы обозначается на бобышке отверстия краской.

Номер группы Цветовой индекс группы Диаметр отверстия под палец, мм Наружный диаметр пальца, мм
В поршне В шатуне
I Красный 19,9875—19,9900 19,9945—19,9970 19,9900—19,9925
II Желтый 19,9900—19,9925 19,9970—19,9995 19,9925—19,9950
III Зеленый 19,9925—19,9950 19,9995—20,0020 19,9950—19,9975
IV Белый 19,9950—19,9975 20,0020—20,0045 19,9975—20,0000

Поршневые пальцы двигателя МеМЗ-966Г — стальные, закаленные, плавающие, полированные. Размеры пальцев такие: длина 61 миллиметр, диаметр 20 миллиметров. Чтобы избежать осевого перемещения, пальцы имеют фиксацию при помощи пружинных стопорных колец 7. Производство пальцев осуществляется с высокой точностью. Поршневые пальцы сортируются по размеру наружного диаметра на четыре группы. Само обозначение размерной группы нанесено на поршневом пальце, на его внутренней поверхности. Во время сборки комплектование поршня, пальца, и шатуна производят из деталей, которые относятся к одной и той-же размерной группе. Тем самым обеспечивается натяг между поршнем и пальцами в диапазоне 0,000—0,005 миллиметров и зазор между шатуном и пальцем в диапазоне 0,002—0,007 миллиметров (температура при этом 20° C).

Чтобы на сопрягаемых поверхностях не было задиров, сборка пальца с поршнем делается при нагреве поршня до 50—75° C.

На один поршень ДВС МеМЗ-966Г устанавливают три поршневых кольца. Одно – маслосъемное и два поршневых кольца являются компрессионными и сделаны из специального чугуна: верхнее поршневое кольцо 15 — хромированное и имеет притупленные кромки по наружному диаметру; нижнее поршневое кольцо 14 — фосфатированное и имеет острые кромки по наружному диаметру. На компрессионных кольцах, на внутренней поверхности сделана прямоугольная фаска. Когда на поршень ставят кольцо, то оно устанавливается вверх фаской.

Маслосъемное кольцо двигателя автомобиля ЗАЗ-968М-005 — стальное. Оно состоит из 4-х элементов: стальных дисков 13 в количестве двух штук, осевого расширителя 16 и радиального расширителя 17.

При установке поршневых колец в цилиндр их зазор в стыке равен: 0,25—0,55 миллиметров для компрессионных колец; 0,9—1,5 миллиметров для дисков маслосъемных колец.

При монтаже зазор между канавками поршня двигателя и поршневыми компрессионными кольцами составляет 0,040—0,075 миллиметров.

Порядок, в котором надо устанавливать поршневые кольца на поршень, и расположение замков изображены на схеме. Замки I и II предназначены для компрессионных колец; III и VI предназначены для дисков маслосъемного кольца; замок IV предназначен для осевого расширителя, замок V предназначен для радиального расширителя. В поршне на участках А замков типов I, II, III, VI быть не должно.

Расположение замков поршневых колец двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Цилиндры, имеющие оребренную наружную поверхность, изготовлены методом литья из чугуна иявляются взаимозаменяемыми. Диаметр цилиндра равен 72 миллиметра.

С целью уплотнения между картером и цилиндром устанавливают бумажную прокладку 2. Ее толщина составляет 0,27—0,33 миллиметров. Между цилиндром и головкой цилиндров двигателя МеМЗ-966Г прокладку не устанавливают. Само уплотнение достигается вследствие упора торца цилиндра в плоскость головки. С целью улучшить уплотнение на торце цилиндра ДВС проточена канавка.

Цилиндры, чтобы обеспечить монтажный зазор, делят по диаметру на 3 группы. Каждая группа обладает своей цветовой маркировкой (красная, желтая, зеленая). Данную маркировку наносят на верхнем ребре цилиндра.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.