На коленвал действуют осевые усилия от косозубых зубчатых колес привода распределительного и балансирного валов (в направлении к маховику) и усилие нажимных пружин механизма сцепления (80…100 кгс), возникающие только при выжиме сцепления.

Осевые усилия воспринимаются торцовым буртом вкладышем 4 переднего коренного подшипника, торцом передней опоры и коренного подшипника через упорную шайбу 23.

Для предупреждения утечки масла из картера со стороны переднего конца коленчатого вала в крышке распределительных зубчатых колес установлены неподвижный маслоотражатель и манжета.

На задней шейке коленчатого вала установлены подвижный 9 и неподвижный 17 маслоотражатели и в картер запрессована манжета 12 с левой маслосгонной резьбой на рабочей кромке. Стрелка на манжете указывает направление вращения вала.

Передняя и задняя манжеты невзаимозаменяемы.

Болт 15 маховика имеет расточку, в ней установлен игольчатый подшипник 31 ведущего вала коробки передач. Для защиты от пыли в болте установлен фетровый сальник 32, закрытый заглушкой 33. Болт затягивается усилием 280…320 Н·м (28…32 кгс·м).

Опора среднего подшипника отлита из магниевого сплава, разъемная, состоит из двух половин — нижней 5 и верхней 6, которые стягиваются болтами 7 с усилием затяжки 25…30 Н·м (2,5…3 кгс·м) и центрируются двумя штифтами 30. Половинки опор обрабатываются совместно, поэтому по отдельности они не могут быть заменены.

Половинки средней опоры устанавливаются на коленчатый вел так, чтобы, если смотреть с конца коленчатого вала с лыской, канал в опоре 5 для подвода смазки находился с левой стороны, а два отверстия с резьбой под болты 29 крепления опоры к картеру — внизу,

Вкладыш 21 среднего подшипника коленчатого вала разъемный, монтируется вместе со средней опорой на коленчатый вал до его постановки в картер. Половинки подшипника взаимозаменяемы и фиксируются в опоре штифтами.

Передняя опора 3 отлита из магниевого сплава, имеет каналы для подвода и отвода смазки. В нее запрессован вкладыш 4 переднего подшипника, который фиксируется штифтом 34.

Передняя опора воспринимает осевые усилия, действующие на коленчатый вал. Опора запрессовывается в картер и крепится к нему шпильками.

Задний коренной подшипник запрессован непосредственно в картер двигателя и фиксируется стопором 18, болтом 20, который стопорится отгибной шайбой 19. При необходимости коренные подшипники рекомендуется менять все одновременно во избежание повышенного прогиба оси коленчатого вала.

После замены вкладышей нужно обязательно проверить диаметральный зазор в каждом подшипнике.

Кривошипные механизмы автомобиля ЗАЗ-968М

[1]. Корпус центробежного маслоочистителя.

2. Зубчатое колесо привода балансирного механизма.

3. Опора переднего подшипника.

4. Вкладыш переднего подшипника.

5. Опора среднего подшипника нижняя.

6. Опора среднего подшипника верхняя.

7. Болт.

8. вкладыш заднего подшипника.

9. Подвижный маслоотражатель.

10. Маховик.

11. Обод зубчатый.

12. Манжета задняя коленчатого вала.

13. Штифт.

14. Шайба стопорная.

15. Болт маховика.

16. Прокладка.

17. Неподвижный маслоотражатель.

18. Стопор заднего подшипника.

19. Шайба отгибная,

20. Болт.

21. Вкладыш среднего подшипника.

22. Вал коленчатый.

23. Шайба упорная.

24. Зубчатое колесо привода распредвала.

25. Маслоотражатель центробежного маслоочистителя.

26. Шайба отгибная.

27. Болт маслоочистителя.

28. Шайба пружинная.

29. Болт.

30. Штифт.

31. Подшипник игольчатый.

32. Сальник.

33. Заглушка.

34. Штифт переднего коренного подшипника.