023В отдельных выпусках грузовых автомобилей ЗИС-5 ставились компрессоры для накачивания воздуха в камеры шин с использованием мощности двигателя. Устройство этого компрессора показано на рис. 168; компрессор смонтирован в общем картере с приводом к нему.

Картер имеет широко развитый прилив 1, который болтами крепится к нижней правой (по ходу движения) части коробки передач на место отъемной крышки коробки. Промежуточная шестерня 2 выходит за пределы прилива 1 и может зацепляться с шестерней постоянного зацепления промежуточного вала коробки. Компрессор состоит из вала 3, шатуна 4, поршня 5, цилиндра 6 и головки цилиндра 7. Ходом поршня вверх засасываемый воздух поступает через отверстие 8 под поршень; ходом поршня вниз воздух через автоматический клапан 9 поступает в цилиндр. Последующий ход поршня вверх сжимает воздух, который, преодолевая сопротивление пружины верхнего автоматического клапана 10, через штуцер 11 и присоединенный к нему шланг с манометром направляется в камеру шины.

Компрессор ЗИС-5

Рис. 168. Компрессор ЗИС-5.

Отбор мощности на тракторе СХТЗ

Рис. 169. Отбор мощности на тракторе СХТЗ: 1 — свободно сидящая шестерня; 2 — верхний вал; 3 — конические шестерни; 4 — храповая муфта; 5 — механизм включения шкива; 6 — шкив.

Компрессор удовлетворительно работает на минимальных оборотах двигателя (не более 800 в мин.), повышенные обороты вызывают заедание поршня компрессора.

Устройство включения и выключения компрессора видно из чертежа: рычаг с пружинно-штифтовым фиксатором внутри картера имеет вилку, передвигающую промежуточную шестерню, которая входит в зацепление с шестерней коробки передач и приводной шестерней, сидящей на валу компрессора. Каретка промежуточной шестерни включается так же, как каретка коробки передач при выключенном сцеплении.

Смазка компрессора осуществляется маслом, подающимся из коробки передач.