058Тяговые и сцепные приборы служат для соединения двух или трех трамвайных вагонов, буксировки их, передачи тягового усилия от моторного к прицепному вагону и смягчения взаимных толчков.

Тяговые приборы применяются следующих типов: буферные, типа «рукопожатие», автоматические.

Наибольшее распространение получили тяговые приборы — буферные (рис. 60) и приборы типа «рукопожатие» (рис. 61).

Буферные тяговые приборы установлены на всех старых вагонах, а приборы типа «рукопожатие» — на новых вагонах, преимущественно типов КТМ-1 и КТП-1.

В тяговом приборе вагона КТМ-1 головкам придана специальная форма. Они сцепляются двумя штырями, в результате чего усилие на одну втулку вдвое меньше, чем в тяговом приборе буферного типа.

Классификация тяговых приборов трамваев

Рис. 60. Тяговый прибор вагона серии X.

Стержень тягового прибора изготовляется из стали марки Ст. 20 (ГОСТ 1050—52) или Ст. 3 (ГОСТ 380—50). Головка стержня может быть литая из стали марки Ст. 25-4522 (ГОСТ 977—53) или сварная из стали марки Ст. 3 или Ст. 4.

Головки привариваются к стержню электродами марки Э-42.

Хомут тягового прибора делают из отливок стали марки Ст. 25-4522 (ГОСТ 977—53) или кузнечной ковкой, а также штамповкой из горячекатаной стали марки Ст. 20 (ГОСТ 1057) или Ст. 3 (ГОСТ 380—57).

Классификация тяговых приборов трамваев

Рис. 61. Тяговый прибор типа «рукопожатие» вагона КТМ-1: 1 — подбуферная скоба; 2—валик со струбцинкой; 3—добавочное сцепление (вилка); 4— пружина; 5 — валик; 6 — сменная втулка; 7 — буферное гнездо; 8 — хомут; 9 — пружина; 10 — буферный стержень; 11 — шайба.

Пружина тягового прибора изготовляется из стали марки Ст. 60 или Ст. 65 по ГОСТ 1057—52 сечением 150 X 7 мм. Форма пружины — коническая с правой навивкой.

Междувагонные сцепки, соединяющие тяговые приборы вагонов, бывают прямыми и изогнутыми с коленом из стали марок Ст. 15 и Ст. 20 (ГОСТ 1050—57 или Ст. 3 ГОСТ 380—57).

Автосцепка применяется в СССР на вагонах узкой колеи, поставляемых народным предприятием ГДР в г. Гота. Этот прибор (рис. 62) очень прост в эксплуатации. При сцеплении вагонов одновременно производится сочленение междувагонной пневматики и электропроводки.

Классификация тяговых приборов трамваев

Рис. 62. Автосцепка системы Шарфенберга узкоколейного вагона ГДР.