Колесные пары могут быть классифицированы по следующим признакам.

A. По роду воспринимаемых нагрузок — на движущие и поддерживающие.

Б. По конструкции колес — с жесткими колесами (дисковые или спицевые колесные центры) и подрезиненными.

B. По конструкции оси — с наружными и внутренними осевыми подшипниками.

На рис. 34 показана колесная пара моторного вагона серии X для осевого компрессора и осевых подшипников скольжения.

На рис. 35 изображена колесная пара моторного вагона КТМ-1 с осевыми подшипниками скольжения; колесная пара моторного вагона МТВ-82 с осевыми подшипниками качения показана на рис. 36.

Классификация и техническая характеристика - Часть 1

Классификация и техническая характеристика - Часть 1

Рис. 34. Колесная пара вагона серии X.

Классификация и техническая характеристика - Часть 1

Рис. 35. Колесная пара вагона КТМ-1.

Классификация и техническая характеристика - Часть 1

Рис. 36. Колесная пара вагона МТВ-82.

Основные размеры колесных пар трамвайных вагонов приведены в табл. 31.

Осевые заготовки для колесных пар трамвайных вагонов, изготовляются по ГОСТ 6143—52 из мартеновской стали следующего химического состава:

Классификация и техническая характеристика - Часть 1

Оси для трамвайных вагонов изготовляют по ГОСТ 6144—52.

Черные оси делаются четырех типов: 1—1, 1—2, II и III, чистые оси — двенадцати типов.

Оси для моторных вагонов делаются на подшипниках скольжения— типов ТМС-1, ТМС-2, ТМС-3, ТМС-4, ТМС-5, ТМС-6. и ТМС-7, на подшипниках качения — типов ТМК-1, ТМК-2, ТМК-3, и ТМК-4, оси для прицепных вагонов — на подшипниках скольжения, типа ТПС.