Для улучшения наполнения цилиндра топливовоздушной смесью и улучшения очистки цилиндра от отработавших газов используется инерция движущихся газов, а также эжекционный эффект выпускных газов, покидающих цилиндр в конце выпуска. Чтобы реализовать эти возможности, необходимо открывать и закрывать клапаны не в мертвых точках, а с опережением или запаздыванием.

Кулачки распределительного вала имеют одинаковый профиль. Диаметр затылка кулачка равен 29,835…30,165 мм, высота кулачка — 6,05…6,15 мм. Продолжительность тактов впуска и выпуска, определяемая профилем кулачков, одинакова и составляет 260°.

Диаграмма фаз газораспределения приведена на рисунке. Она построена исходя из условия, что тепловые зазоры в приводе клапанного механизма равны 0,45 мм при температуре двигателя 15…25° С.

Привод распределительного вала осуществляется парой косозубых зубчатых колес.

Балансирный механизм представляет собой вал 2 с зубчатым колесом и противовесом 15 и предназначен для уравновешивания момента сил инерции первого порядка поступательно-движущихся масс.

На балансирном валу закреплены противовесы, один из которых конструктивно выполнен на ведомом зубчатом колесе. Вал приводится во вращение парой косозубых зубчатых колес с передаточным числом, равным единице, и вращается в запрессованных в торцы распределительного вала втулках 8 и 16 и шарикоподшипнике 11, расположенном в крышке распределительных зубчатых колес.

Внутренние диаметры втулок равны: передней 16,00…16,018 мм, задней — 30,00.. 30,021 мм. Осевое перемещение балансирного вала в распределительном устанавливается не менее 0,45 мм.

Диаметр шейки балансирного вала равен 15,939…15,950 мм, а шейки противовеса —29,914…29,935 мм.

Детали балансирного механизма балансируются статически в комплекте. Точность балансировки — 2,5 г·см.

Газораспределительный и балансирный механизмы и валы