084Экономичность автомобиля и трактора с точки зрения расхода топлива зависит от типа, мощности и конструкции двигателя, конструкции шасси, а также условий движения, скорости и величины сопротивлений движению. Расход топлива зависит от экономичности двигателя: чем меньше экономичность, тем больше расход топлива. С увеличением веса шасси повышается мощность, необходимая для его перемещения, а, следовательно, и расход топлива. Но влияние шасси на экономику не ограничивается одним весом. При заданной экономичности двигателя расход топлива зависит от нагрузки, которая является (кроме других факторов) функцией скорости движения. Скорость же, как установлено выше, зависит от передаточных чисел трансмиссии и радиуса ведущих колес. Таким образом, от параметров шасси зависит нагрузка двигателя, а, следовательно, и его использование, которое влияет на расход топлива. Один и тот же двигатель, поставленный на разные шасси, будет использован различным образом и покажет различную относительную экономичность.

Влияние внешних факторов на экономику не требует пояснений: чем больше сумма сопротивлений движению, тем выше расход топлива.

Задачей изучения экономики является определение расхода топлива в различных условиях движения.

В практике испытаний и эксплуатации автомобилей приняты следующие измерители расхода топлива:

1) удельный расход на 1 л. с. за час — Факторы, влияющие на экономику автомобиля;

2) часовой расход в кг:

Факторы, влияющие на экономику автомобиля

3) расход ц кг на 100 км пробега Q кг/100 км:

Факторы, влияющие на экономику автомобиля

Где Q кг/час — часовой расход топлива на двигатель в кг, и ν — скорость автомобиля в км час;

4) расход на 1 км пробега автомобиля в г — q г км;

5) расход в г на 1 т/км, т. е. количество топлива в г, расходуемое автомобилем для перемещения 1 т полезного груза на 1 км, — q г/т км. При полезном грузе автомобиля GT расход топлива на 1 км будет:

Факторы, влияющие на экономику автомобиля

6) расход на пассажиро-км:

Факторы, влияющие на экономику автомобиля

7) количество километров пробега за 1 кг топлива — l км/кг:

Факторы, влияющие на экономику автомобиля

Двигатель в каждый момент работа развивает ту или иную мощность, необходимую для получения заданной скорости движения в имеющихся дорожных условиях; в соответствии с этим получается и расход топлива.

Рассматривая зависимость между расходом топлива, автомобилем и установленным на нем двигателем, необходимо отметить тип и конструкцию последнего, его регулировку и пр. Например, при сравнении экономичности карбюраторных двигателей и дизелей обычно указывается, что дизель обеспечивает минимальный расход топлива: q = 190÷200 г/л. с. ч., а карбюраторный двигатель q = 250÷275 г/л. с. ч. Эти расходы топлива относятся к 100-процентному использованию мощности двигателя, т. е. к полному открытию дросселя у карбюраторного двигателя и полной подаче топливного насоса у дизеля. Однако расход топлива при 100-процентном использовании мощности двигателя не может полностью характеризовать его экономичность, так как минимальный расход топлива (на 1 л. с. ч.) в этих условиях является показателем экономики двигателя для частного и редко встречающегося случая — работы на полном дросселе (с полной подачей топливного насоса). Автотракторный двигатель большую часть времени работает на прикрытых дросселях, поэтому минимальные расходы топлива на полном дросселе не характеризуют полностью расхода топлива на прикрытых дросселях.

Кроме того, необходимо учесть влияние шасси: каждый двигатель работает на том или ином шасси, которое, влияя на использование двигателя, отражается на экономике автомобиля. Поэтому нельзя делать полного самостоятельного заключения об экономике двигателя вне шасси.