Если в процессе эксплуатации автомобиля вы заметили, что зажигание оказалось чрезмерно «раннее» или «позднее», то, заканчивая осмотр прерывателя-распределителя, проверьте своевременность искрообразования в цилиндрах двигателя — установку зажигания. Для этого нужно проделать следующее:

1) отсоединить провод и вывернуть свечу первого цилиндра;

2) закрыть плотно отверстие для свечи в головке цилиндров бумажной пробкой;

3) ослабить винт и открыть крышку, закрывающую люк вверху картера сцепления.

В этом люке можно видеть часть поверхности маховика и укрепленный в корпусе картера сцепления острый металлический стержень;

4) присоединить переносную электрическую лампочку так, чтобы один провод своим зажимом крепился к вводной клемме прерывателя (там, где присоединены провод напряжения низкого от катушки зажигания и провод от конденсатора; обратите при этом внимание на то, чтобы зажим провода не касался корпуса прерывателя), а второй провод лампочки был присоединен к массе двигателя.

Следует укрепить лампочку так, чтобы она могла хорошо освещать поверхность маховика в смотровом люке;

5) вращайте равномерно коленчатый вал пусковой рукояткой до того момента, когда бумажная пробка будет вытолкнута давлением воздуха из отверстия в головке для свечи первого цилиндра. Это укажет на происходящий в первом цилиндре такт сжатия;

6) включите зажигание и медленно поворачивайте коленчатый вал, остановив его в тот момент, когда загорится лампочка.

Помните, что точность определения момента зажигания зависит в основном от того, насколько быстро вы прекратите проворачивание вала после вспыхивания лампочки. Лампочка загорается в момент начала разрыва (разъединения) контактов прерывателя;

7) посмотрите в люк картера сцепления. Если момент зажигания был установлен правильно, то против неподвижного стержня-указателя будет находиться запрессованный в тело маховика стальной шарик, возле которого на поверхности маховика выбиты буквы в. м. т., что означает верхняя мертвая точка (относится к первому и четвертому цилиндрам).

Если шарик не дошел до неподвижного указателя, то для того, чтобы он точно стал против острия штифта, требуется еще немного провернуть коленчатый вал в сторону его вращения. Такое положение укажет на слишком ранний момент зажигания. Нужно ослабить с помощью отвертки стяжной винт хомута пластины, крепящей корпус прерывателя-распределителя в гнезде головки блока и несколько повернуть (на 1—2°) корпус в сторону против вращения часовой стрелки (в ту же сторону, в которую вращается валик прерывателя-распределителя). После этого следует вновь затянуть винт крепления корпуса прерывателя-распределителя и еще раз выполнить операции, указанные в п. п. 2, 5 и 6, добившись положения, указанного в п. 7.

Шарик, прошедший к моменту вспыхивания лампочки за стержень, указывает на слишком поздний момент зажигания. В этом случае, после ослабления винта, крепящего корпус прерывателя-распределителя, надо повернуть корпус на 1—2° уже в сторону вращения часовой стрелки и также повторить проверку;