Снизу блок цилиндров двигателя закрыт картером. Картер изготовлен из листовой стали и крепится к блоку винтами. Между картером и блоком помещаются уплотнительные пробковые прокладки. Картер двигателя служит также резервуаром для масла.

К блоку цилиндров двигателя с левой стороны крепится тремя болтами водяной насос (рис. 44). На переднем конце вала укреплен шкив для привода насоса. Подшипники вала водяного насоса смазываются солидолом через масленку, расположенную вертикально в средней части крышки насоса.

Двигатель автомобиля Москвич - Часть 2. Водяной насос.

Рис. 44. Водяной насос: 1 — шариковые подшипники; 2 — пресс-масленка; 3 — стопорное кольцо; 4 — текстолитовая уплотнительная шайба; 5 — резиновая манжета, 6 — упорное кольцо манжеты; 7 — болт крепления крыльчатки; 8 — пружина сальника; 9 — латунная обойма пружины; 10 — крыльчатка; 11 — входной патрубок насоса; 12 — втулка из нержавеющей стали; 13 — отверстие для стока воды; 14 — распорная втулка подшипников; 15 — крышка насоса; 16 — распорная втулка шкива; 17 — валик водяного насоса; 18 — фиксирующий винт подшипника; 19 — стопорная ганка винта; 20 — бобышка (прилив) для сверления отверстия под штуцер отопителя; 21 — выходной патрубок насоса.

Водяной насос соединен с входным патрубком водяной рубашки двигателя резиновым шлангом.

Кроме водяного насоса, к блоку цилиндров двигателя крепятся с левой стороны: маслоналивная горловина, закрываемая сверху крышкой, маслоизмерительный стержень и сливной трубопровод масляного фильтра.

Сверху на головке цилиндров двигателя, помимо некоторых агрегатов электрооборудования, укреплен корпус масляного фильтра. На головке цилиндров размешен выходной патрубок системы охлаждения двигателя, соединенный резиновым шлангом с верхним патрубком радиатора.

Внутри верхнего патрубка головки цилиндров установлен термостат. Радиатор размешен впереди двигателя на специальном кронштейне балки передней подвески. Верхняя часть радиатора скреплена двумя болтами с кронштейнами его облицовки.