083На рис. 283 кривая Q изображает примерное протекание часового расхода топлива, а кривая q — протекание удельного расхода в зависимости от числа оборотов при полном открытии дросселя. Кривая удельных расходов имеет перегиб (минимум), расположенный несколько левее числа оборотов, соответствующих перегибу внешней характеристики. Указанные выше сравнительные цифры минимальных расходов топлива относятся к этому перегибу кривой q.

Кривая ясно показывает, что минимальный расход не показателен для экономики двигателя на других оборотах и дросселях.

Выше было отмечено, что двигателю в практических условиях движения автомобиля весьма редко приходится работать на полном открытии дросселя. В действительности дело обстоит много сложнее; невозможно считать, что двигатель работает на постоянном дросселе (прикрытом). В реальных условиях работы автомобиля переменны и число оборотов и положения дросселя. На диаграмме внешней характеристики координаты работы двигателя N и n дают точки, располагающиеся в пределах между кривой N и осью абсцисс. Последовательность или закономерность расположения этих точек для действительных условий работы двигателя установить невозможно, в этом и заключается сложность расчетов расхода топлива. Если бы двигатель работал на полном открытии дросселя, то кривая часовых расходов позволила бы довольно просто определить расходы топлива. Прикрытие дросселя, уменьшая количество рабочей смеси, засасываемой из карбюратора, влечет снижение мощности двигателя. Переменность условий движения автомобиля заставляет менять также и положение дросселя. Аналогично испытанию (торможением) двигателя на полном открытии дросселя можно снять кривые мощностей и расходов топлива на прикрытых положениях дросселя при разных числах оборотов. Результаты испытания двигателя при помощи тормозного станка на прикрытых дросселях представлены на рис. 284—285. Нумерация кривых дана в направлении уменьшения степени открытия дросселя. Для удобства последующих расчетов экономики желателен равномерный охват кривыми 2—4 площади, между кривой 1 и осью на диаграмме N—n (рис. 284).

Кривые расходов топлива

Рис. 283. Кривые расходов топлива.