Возможность нормального движения автомобиля обеспечивается двумя условиями: достаточной мощностью двигателя и достаточным сцеплением шин с почвой.

В самом общем виде уравнение движения имеет следующий вид:

Давление колес на дорогу

Выше была рассмотрена первая часть общего уравнения движения: расчет сопротивлений движению, сопоставление их с помощью двигателя и определение параметров динамики, обеспечиваемых работой двигателя. Ниже рассматривается вторая часть этого уравнения: условия достаточного сцепления с почвой.

Определение давлений колес на дорогу

Рис. 277. Определение давлений колес на дорогу.

Сила сцепления колес с дорогой зависит от нормального давления их на дорогу и коэффициента сцепления. Сначала рассматривается давление колес в общем случае движения на подъем с ускорением (рис. 277). Точка C представляет центр тяжести, M1 и M2 — моменты от сопротивления качению колес и G1‘ и G2‘ — реакции дороги на колеса, равные их давлению на дорогу. Сумма моментов относительно B дает (если принять S=h):

Давление колес на дорогу

Имея в виду, что:

Давление колес на дорогу

Величина G1‘ выразится так:

Давление колес на дорогу

Аналогично из суммы моментов относительно A:

Давление колес на дорогу

Для автомобиля, стоящего на горизонтальном участке дороги, давления колес будут:

Давление колес на дорогу

Отношение давления колес движущегося автомобиля к давлению колес неподвижного автомобиля на горизонтальном участке называется коэффициентом давления колес:

Давление колес на дорогу