087Продолжительное время ведутся усиленные работы по созданию сиденья такой формы и с такими механическими свойствами, которые уменьшали бы опасность смерти или ранения при дорожных происшествиях.

Установлено, что легкие сиденья, а особенно подвижные, не могут уменьшить опасность. Так называемое безопасное сиденье должно быть достаточно жестким и представлять собой как бы каркас для упругих подушек. Удовлетворение этих требований усложняет конструкцию сиденья (рис. 590). Кроме того, крепление безопасного сиденья должно быть таким, чтобы оно могло воспринимать нагрузки при столкновении. Достаточно жесткое закрепление устраняет возможность регулирования сиденья по отношению к узлу управления путем передвижения сиденья. Следовательно, требуется развивать систему регулируемых элементов управления автомобилем или осуществлять регулирование путем смещения эластичных частей сиденья, таких, как подушка и спинка.

Сиденья

Рис. 590. Сиденья: a — современное; b — безопасное (перспективное).

Экспериментальное сиденье фирмы Peugeot

Рис. 591. Экспериментальное сиденье фирмы Peugeot: A — до столкновения автомобиля; b — после столкновения.

Среди безопасных сидений многочисленных конструкций особого внимания заслуживает экспериментальное сиденье фирмы Peugeot (рис. 591). Его решение представляется наилучшим из таких соображений: снижаются нагрузки вследствие поворота сиденья; меньшую энергию поглощает не сиденье, а амортизатор.

Окончание описаний конструктивных решений сидений примером безопасного сиденья не случайно. Требования безопасности безусловно будут определять размеры автомобиля. Кузова, спроектированные без учета анализа безопасности, не найдут применения. Это вызывает дальнейшее быстрое развитие теории автомобильных кузовов и методов их исследований.